О сослужении Литургии, преодолении раздвоенности и полноценном участии мирян в Евхаристии

Apr 18, 2013 12:33



Pr. lect. dr. Florin Botezan. Liturghie si cateheză. "Câteva sugestii în vederea punerii în valoare a caracterului catehetic al Sfintei Liturghii". Перевод с румынского. Начало статьи.

После того, как выше мы перечислили основные моменты, указывающие на то, что Божественная литургия играет роль совершенного огласительного наставления, с еще большей остротой перед нами встает вопрос, который мы задали в самом начале: почему для современного неоглашенного человека литургия в значительной степени остается непонятной? Далее мы попытаемся найти некоторые ответы на этот вопрос и дать несколько советов для того, чтобы подчеркнуть огласительный характер Божественной литургии.

1. Первый ответ можно найти в самой постановке вопроса - проблема состоит в отсутствии катехизации.
Божественная литургия является совершенным огласительным наставлением, но для того, чтобы она могла выполнять свою учительную роль, сегодня, более чем когда-либо, необходимо изъяснять литургию в катехизическом плане. В литургии мы видим символический язык, выражаемый в словах и жестах, а также в моделях, которые связаны с историческим и культурным прошлым Церкви. Понять их можно только через научение. Разъяснений также требует догматическая смысловая нагрузка гимнов и молитв. К тому же, большинство молитв священник читает тайно. В результате, верующие их не знают и не могут учиться из того богатства, которое в них сокрыто, не понимают значения обрядовых действий, сопровождаемых и объясняемых этими молитвами. Все это отрицательно сказывается на огласительном характере литургии. Это приводит к тому, что верующие не понимают богослужение из-за отсутствия его особого толкования. Поэтому важно проводить циклы огласительных встреч для систематического объяснения литургии. Также необходимо в проповедях объяснять определенные моменты в богослужении и связанные с ними различные аспекты. В этих объяснениях, при помощи историко-богословского подхода, важно выделять главное и при этом избегать чрезмерного аллегоризма, подчеркивая то, что реально происходит в Божественной литургии - актуализацию икономии спасения и возведение Церкви к Царству Святой Троицы.

2. Другой аспект, который, как уже отмечалось выше, негативно сказывается на огласительном характере Божественной литургии, связан с современной практикой тайного чтения большинства литургических молитв, в том числе центральной молитвы - анафоры, в которой мы призываем Святого Духа претворить Честные Дары в Тело и Кровь Господни.

Основной принцип Божественной литургии заключается в сослужении священника и мирян. Литургические молитвы, за исключением той, которую предстоятель произносит о себе во время Херувимской песни, составлены от первого лица множественного числа. Это свидетельствует о том, что молитвы возносятся от имени всех присутствующих и даже от всей Церкви. Сослужение предполагает понимание того, что происходит, так как "что-то понимать означает обращать свой ум к этому" [22]. Именно поэтому литургические молитвы были составлены таким образом, не только для того, чтобы иметь более выраженный огласительный характер, но и для того, чтобы по-настоящему объяснять обрядовые действия и моменты литургии. Знание этих молитв способствует полноценному участию верующих в богослужении. Тогда они могут относить к себе слова священника, запечатлевая их произнесением "аминь" ("потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь? Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается" [1 Кор. 14, 16-17]). Поэтому все молитвы Божественной литургии изначально произносились громко, чтобы их могли слышать все. Это были молитвы всей общины [23].

Начиная с V-VI веков, по разным причинам, которые либо не были связаны с сутью литургии (чрезмерная продолжительность богослужений из-за включения гимнов и желание их сократить [24]), либо указывали на неверное расставление сакральных акцентов в богослужении (тенденция подчеркнуть сакральность текста молитв [25]), привели к тому, что все больше молитв стали читаться тайно, и прежде всего, главная молитва литургии - анафора. Этот процесс имел место без каких-либо решений Церкви по поводу введения подобной практики. Напротив, единственным актом, который регламентирует этот вопрос, является Новелла 137, изданная в 565 году императором Юстинианом. Понимая важность чтения вслух молитв не только на литургии, но и на других богослужениях, Юстиниан предписал всем епископам и священникам не только произносить молитвы громко, для всего народа, но и знать их наизусть. [26] К сожалению, эта мера не смогла воспрепятствовать практике тайного чтения молитв, которая к тому времени стала широко распространяться. В итоге, дело дошло до того, что чинопоследование литургии принимает формы "двойного богослужения". "Одно богослужение молча совершается предстоятелем в алтаре, а другое - совершается диаконом и причтом (певчими, псаломщиками) снаружи, чтобы могли видеть и слышать все остальные. Этот привело к тому, что народ все больше отчуждается и не понимает действий священника - как раз того, что составляет самую суть литургического действа" [27]. В наши дни многие полагают, что такая раздвоенность богослужения напрямую связана с ее сутью. Некоторые даже путают тАинственную природу Божественной литургии с тайным чтением молитв, т.е. их сокрытием от верующих, исходя из "абсурдного предрассудка, что народ не должен, да и не нуждается в том, чтобы всерьез понимать что-либо из тайн богослужения" [28]. Однако такое отношение указывает на глубоко ошибочное понимание православного богослужения в целом и Божественной литургии в частности, в духе языческих или гностических мистерий, к которым имели доступ только посвященные. ТАинственный характер литургии состоит вовсе не в том, чтобы скрывать ее от верных, но в том, что, неким неподвластным нашему уму образом, в литургии мы приобщаемся к божественной жизни, актуализируется спасительное служение Христа, мы в полноте соединяемся с Ним в Церкви, Церковь как Тело Христово обретает эту полноту и входит в Царствие Божие.

За несколькими исключениями, литургические молитвы являются молитвами всей общины, и их наставление адресовано всем. Они являют собой живое объяснение литургического действа, помогая понять богослужение и полноценно участвовать в нем всем служащим - и духовенству, и мирянам. В результате, все больше богословов видят безотлагательную пастырскую необходимость в возвращении к практике чтения вслух молитв Божественной литургии, в первую очередь, анафоры, что, несомненно, будет способствовать раскрытию огласительной природы литургии. [29]

3. Со всеми вышеперечисленными вопросами связана и такая проблема, как активное участие мирян в богослужении. Чаще всего верующие оказываются простыми зрителями на Божественной литургии, не осознавая своей роли сослужителей. Это сослужение начинается с принесения даров хлеба и вина в алтарь, продолжается внимательным участием в службе и произнесением «аминь» на молитвы священника и завершается причащением Телу и Крови Господним. Анализ Божественной литургии указывает на то, что огласительное посвящение, осуществляемое в этом богослужении, достигает полноты в причащении, которое соединяет каждого верующего и всех вместе с Единым, бесконечно любящим Богом, в совершенном общении с Ним. Только та литургия, в которой все верующие активно участвуют и причащаются, оказывается поистине совершенным огласительным наставлением. Ни одному священнику не следует успокаиваться на достигнутом, если еще остаются миряне, которые, хотя и не имеют епитимьи, не причащаются, присутствуя на литургии.

4. Еще одно изменение, которое со временем проникло в порядок совершения Божественной литургии и умалило ее огласительную функцию, было связано с тем, что проповедь (гомилия) стала произноситься ближе к концу литургии или даже после ее завершения. Естественное место проповеди - сразу после чтения Священного Писания. Это сакраментальный акт актуализации и приобщения к Слову в евхаристическом собрании. Проповедь образует единое целое с библейскими чтениями, которое является центром Литургии Слова, причащением Богу-Слову через слово. Поэтому необходимо вернуть проповедь на ее естественное место после чтения Священного Писания, тем более, что это предусмотрено в действующем Уставе Румынской Православной Церкви. [30]

5. Особую наставительную роль также играет произнесение Символа веры. Это и исповедание веры, и ее провозглашение, и возможность научения для незнающих, и обновление крещальных обетов. Поэтому очень важно, чтобы все участники литургии совместно произносили Символ веры.

6. Для того, чтобы литургия выполняла свою огласительную функцию, не менее важно, чтобы все песнопения и чтения звучали благоговейно, четко и выразительно, понятно для всех. Не будем забывать, что Апостол и Евангелие читаются, а не поются. При этом они читаются не абы как, но речитативом, напоминая о том, что эти слова исходят из эсхатологической реальности Царства Божия.

На наш взгляд, применение на практике вышеперечисленных рекомендаций поможет выявить огласительный характер Божественной литургии, избегая при этом идолопоклоннического раболепства перед современной формой ее совершения и, одновременно с этим, реформаторских тенденций. Божественная литургия как совершенное огласительное наставление вводит нас в тайну веры, даруя нам встречу, общение и спасительное причастие Богу.

22 Calist Catafygiotul, Despre unirea dumnezeiască şi viaţa contemplativă, 11, în Filocalia, vol. VIII, Bucureşti, Editura IBMBOR, 1979, p. 410.
23 Al. Schmemann, Euharistia. Taina Împărăţiei, trad. de Pr. Boris Răduleanu, Bucureşti, Editura Anastasia, f.a., p. 63.
24 Vezi Pr. Prof. Dr P. Vintilescu, Liturghierul explicat, Bucureşti, Editura IBMBOR, 1998, p. 238; idem, Liturghiile bizantine privite istoric în structura şi rânduiala lor, Bucureşti, 1943, p. 83-85.
25 Karl Kristian Felmy, De la Cina cea de Taină la Dumnezeiasca Liturghie a Bisericii Ortodoxe. Un comentariu istoric, trad. De Pr. Prof. Ioan Ică, Sibiu, Editura Deisis, 2004, p. 129.
26 Vezi textul întreg la K. Felmy, op. cit., p. 129-132.
27 Pr. Prof. Ene Branişte, Participarea la Liturghie, Bucureşti, Editura România creştină, 1999, p. 27.
28 Ibidem, p.29.
29 Vezi Pr. Prof. Dr. Petre Vintilescu, Liturghierul explicat, p. 282; Pr. Prof. Dr. Ioan Ică, Modurile prezenţei personale a lui Iisus Hristos şi ale comuniunii cu El în Sfânta Liturghie, în Persoană şi comuniune, Sibiu, 1993, p. 336; Pr. Prof. Dr. Dumitru Popescu, Cuvânt înainte la Pr. Ene Branişte, Participarea …, p. 10; Pr. Ene Branişte, Participarea …, p. 53; Al. Schmemann, Euharistia …, p. 176 etc.
30 Vezi Pr. Florin Botezan, Împărtăşirea cu Dumnezeu Cuvântul prin cuvânt la Sfânta Liturghie. Citirile biblice şi omilia, în Logos. Revistă de pastorală catehetică, an 1, nr. 1/2007, p. 81-85.

церковь, христианство, свящ. Флорин Ботезан, катехизация, из переводов "в стол", литургика

Previous post Next post
Up