Инструкция для руководства катехизаторам и огласительным комиссиям Кишиневской епархии (1911 г.)

Apr 02, 2013 08:13



Из "Кишиневских епархиальных ведомостей", №24, июнь 1911 года (с.182 - 190). Начало статьи.

Инструкция
для руководства катехизаторам и огласительным комиссиям при оглашении иноверцев, ищущих присоединения к Св. Православной Христианской Церкви в Кишиневской епархии
§ 1. Иноверцы (евреи, магометане и сектанты, не признающие св. крещения) допускаются к св. крещению только по обучении их св. вере и после испытания и несомненного удостоверения искренности их обращения и чистоты намерений.

§ 2. Для этого назначается не менее шести месяцев. Только в случае тяжкой болезни или смертной опасности для оглашаемого крещение его совершается безотлагательно. Но по выздоровлении он продолжает оставаться под руководством того же священника до надлежащего усвоения новокрещенным истин веры.

§ 3. За время оглашения порученных катехизатору лиц о. катехизатор, собирая, насколько ему возможно, достоверные сведения об оглашаемом, вменяет ему в непременный долг: а) часто, но во всяком случае не менее одного раза в неделю, приходить в храм, при котором служит он, его духовный отец, благоговейно осеняя себя крестным знамением с поклонами, стоять в церкви, внимать Богослужению, и б) не менее двух раз в неделю приходить к своему же о. катехизатору для слушания его наставлений в вере и благочестии, для получения от него для чтения, если он грамотен, наставительных книг у себя на дому и для краткого пересказа содержания их. Пропущенные же почему-либо оглашаемым наперед указываемые дни бесед с ним (днем или вечером) непременно должны быть восполнены. Об этом о. катехизатор имеет предупредить его в первую же с ним беседу.

§ 4. В первые 2-3 беседы о. катехизатор потщится установить „духовное отечество-сыновство“ между собой и оглашаемым через „отеческие“ его расспросы: „где, в какой среде и в каких обстоятельствах он жил и живет теперь; где, чему учился; как исполнял свой религиозный долг по вере своих отцов, что в их верованиях нравилось ему, а что его не удовлетворяло; насколько сведущ в верованиях своего народа; что именно теперь, а не раньше или позже, побуждает его решиться на перемену веры, ввиду возможного над ним „херема“ от „своих" и известности земной доли, когда станет православным христианином; чем доселе занимался и занимается, чем себя содержит, как предполагает изменить свое положение в семейном и общественном отношениях" и проч. О. катехизатору таким образом открывается и повод и способ, применительно к пониманию и нравственному состоянию оглашаемого начать постепенное введение его в область истины Божьей. Великую помощь о. катехизатору в этом отношении могут оказать „Огласительные поучения Св. отца нашего Кирилла Архиепископа Иерусалимского, начиная с „Предогласительного“, 1-е оглас., 2-е и 3-е, особенно 4 и 5 о вере и добрых делах. При таких начальных беседах следует прочитывать по Св. Писанию Ветхого Завета те места, в коих заключаются те истины, ибо еврей все еще чтит Библию Ветхого Завета, как Слово Божье. Полезно будет кратко показывать оглашаемому и то, как (по слову, например, пророков Исаии и Иезекииля Ис. 29, 13, Иезек. 22, 28)“ злые учители евреев, раввины Талмудисты „исказили" те истины Божьи по своему мудрованию и заповедям человеческим, не Божьим Словом, близким и понятным сердцу каждого, объясняли оное, а как им хотелось, по всяческим своим нечистым видам и побуждениям, своими нелепыми измышлениями. После 3-4 бесед таких с ними, и о. катехизатор уразумеет своего слушателя: из тех ли он, кои искренно влекутся -„влекомы Богом Отцом к Его Единородному Сыну", на спасение, своею верою в Него и покаянием, или походит на тех, в отношении коих следует, по заповедям Самого Спасителя, удержаться даже от благовестия о Нем (Матф. 7, 6). Впрочем, о. катехизатор должен вести порученное ему оглашение еврея в течение всего огласительного срока и даже после его, если оглашаемый пропустил!) несколько оглашений и не наставлен еще вполне.

Прекращение оглашения возможно лишь со стороны оглашаемого после того, когда он решительно заявил бы, что раздумал продолжать принимать наставления и ожидать Св. Крещения. Если бы он впал в явный тяжкий грех и выразил раскаяние искреннее, оглашение не прекращается, но продолжается и крещение отлагается на неопределенное время до получения истинных доказательств несомненности раскаяния. Должно быть принято во внимание Церковное Установление об епитимьях. О таких и о всяких других недоуменных случаях о. катехизатор должен немедленно донести огласительной комиссии и ожидать руководящих указаний.

§ 5. Для успеха в искреннем обращении оглашаемого еврея следует ему предложить, чтобы он не ютился в еврейской семье и не жил бы в доме, переполненном квартирантами евреями, а поселился бы, насколько возможно, в обособлении от них, чтобы мог молиться наедине, читать книги, какие будет давать ему духовный отец, где бы и последний мог когда-нибудь его навестить, а сам он мог бы заниматься с добрыми православными христианами. Еврей, искренно желающий себе спасения Православной Церкви, надеется сам безотговорочно все это исполнить.

§ 6. Отрадным показателем начавшегося обращения еврея к истине Божьей будет служить его навык - дома, у себя, совершать утреннюю и вечернюю молитвы по православному молитвослову и читать Св. Евангелие, хоть главу ежедневно, а также и то, если он станет своему духовному отцу поверять личную душевную настроенность и тем готовиться к исповеди пред крещением.

§ 7. Наконец, самое наставление оглашаемого в вере и благочестии Словом Божьим должно быть направляемо к тому, чтобы „одебелелое" сердце еврея начало чувствовать высоту, чистоту и св. красоту истины Божьей. Чтение или слушание Слова Божия, соединенное с молитвою о просвещении им, несомненно воздействуют на душу всякого человека.

Посему, пред каждою огласительною беседою следует о. катехизатору и оглашаемому вместе помолиться словами, например, Псалма 69, молитвою к Богу Духу Святому „Царю Небесный", к Господу Иисycy Христу „Премудрости Наставниче", а по окончании беседы краткими славословиями: „Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", „Упование мое - Отец, Прибежище мое - Сын, Покров мой - Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе".

§ 8. Содержание, объем и метод катехизаторских наставлений для познания готовящимся ко крещению евреем истин Православной веры указаны: а) в практике и наставлениях Св. Апостол Петра и Павла и первомуч. диакона Стефана, б) в практике древней Христовой Церкви-в частности, в) в наилучшем памятнике сей практики,-в помянутых уже „Огласительных поучениях Св. Кирилла Иерусалимскаго, г) но особенно - в „Чине, како примати возраст имущих иудеев, иже от иудейския веры приходят к Единой, Соборной и Апостольской Церкви, и истин¬но к той присоединитися желают".

§ 9. Выполнять же эту программу следует примени¬тельно вообще к полу, возрасту, умственному и нравствен¬ному состоянию еврея и тому: Талмудист ли он, или Караим, или другой какой секты. После двух-трех бесед предварительных (о которых уже сказано) о. катехизатор имеет обозреть с оглашаемым по Св. Писанию Ветхого Завета те Божьи заповеди - изречения, которыми Он Сам предоградил евреев от послушания учителям лжи карою им и кто им внимает; предохранил Свое Слово, записанное Его Св. Пророками, от всяких, по произволу объясне¬ний книжников, - до извращения смысла Богооткровения; затем по Библии же Ветхого Завета обозреть места, в ко¬торых содержится (по признанию и многих древних раввинов), учение о Триедином Боге, Всесовершеннейшем Духе в трех Единосущных Личностях, как Творце Mиpa невидимого и видимого, человека -мужа и жены; далее соб¬ственно о Спасителе всех людей, - о Втором Лице Пресвятой Троицы,- об Единородном Сыне Бога Отца - Предвечном, от вечности предопределенном и обещанном „Самообетованном“ людям „Семени“, жены, „Победителе" змея-искусителя, „Примирителе, чаемом всеми народами", Пророке, высшем Моисея, Рабе Иеговы, Царе Mиpa, праведном, кротком и спасающем людей от грехов им мучительнейшею и поноснейшею Своею смертью за ним по Своему человечеству. Им воспринятому от Девы без греха, в Свою Божественную личность, завершающем их спасение Своим воскресением, вознесением к Богу Отцу, ниспосланием Св. Духа и окончить имеющем совершенным облаженствовавшем всех чад Своей Церкви, пребывших верными ей до конца своей жизни земной, - введением их в вечное славное Царство Божье, по воскресении их тел и после страшного, праведного суда Своего всемирного, на котором на вечную муку осудятся грешники, не раскаявшиеся в своем неверии и злых делах. За время беседы с оглашаемым при обзоре сих истин Св. Веры по Св. Писанию Ветхого Завета полезно ему давать на дом для чтения соответствующие книги и брошюры.

После же бесед по Ветхому Завету Библии непременно следует о. катехизатору прочитать с оглашаемым все Св. Евангелие, при чем в руках о. катехизатора должен бы быть „Подробный Сравнительный Обзор Четвероевангелия“, а в руках оглашаемого его собственное Евангелие. По означенной книге читает Св. Евангелие большею частью сам о. катехизатор, а оглашаемый слушает и следит по своей, а нередко о. катехизатор последнему предлагает читать и сам его слушает, иногда поправляя. По прочтении законченной по смыслу части, духовный отец объясняет, что найдет нужным, или что попросит объяснить оглашаемый. Благоговейное чтение Св. Евангелия, даже оно одно, сильно привести человека к познанию Господа Иисуса Христа во спасение.

Могущественно оно в своем росте и распространении. Живо и действенно, острее всякого меча проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, судит помышления и намерения сердечные. Св. Евангелием вполне и навсегда обличены и осуждены как исчадие диавола и лжемудрость дерзко „возсевших на Моисеевом седалище" иудейских книжников, раввинов-отцов Талмуда. И за время такого чтения Св. Евангелия полезно давать оглашаемому для чтения у себя соответствующая книги и брошюры, по усмотрению о. катехизатора.

§ 10. В заключение, о. катехизатор (за неделю, напр.) до окончания срока оглашения и в ожидании распоряжений со стороны Епархиальной огласительной комиссии о крещении оглашаемаго повторить с ним конспективно содержание бесед и прочитаннаго им у себя, чтобы достаточно сознательно потом выполнен был над ним „Чин“ присоединения к Святой Церкви.

§11. После установленного „искуса и наставления“ оглашенного, о результате того и другого о. катехизатор имеет донести катихизаторской комиссии (§ 4), которая журналом докладывает Епархиальной огласительной комиссии, а она представляет на утверждение Епархиального Преосвященного.

§ 12. По получении же уведомления о разрешении просветить оглашаемого еврея Св. Крещением катехизатор предложит ему поговеть, усерднее помолиться пред принятием Таинства Св. Крещения, а затем окрестит его, после помянутых двух „по Чину“ оглашений, и, с приложением метрической выписи о Крещении и документов крещенного, донесет Огласительной комиссии, а она уведомляет Консисторию о состоявшемся крещении.

§ 13. По такой программе оглашать интеллигентных иноверцев, а малограмотных оглашать по упрощенной программе, именно: научить их молитвам утренним и вечерним, пред обедом и после обеда и пред началом и окончанием всякого доброго дела с объяснением таковых, научить их также Символу веры, десяти заповедям десятисловия и заповедям блаженства с объяснением и, наконец, преподавать им краткую историю Ветхого и Нового Заветов и краткую историю Церкви Христовой. В руководство предложить: 1) Указание пути в Царство Небесное Преосвященного Иннокентия и 2) Беседы о Христианской жизни и воспитании Аpxиепископа Томского, Высокопреосвященного Макария.

§ 14. Оглашение и это относительно времени должно совершаться согласно выработанным и утвержденным Правилам.

свидетельство, history, церковь, катехизация, Бессарабия, Кишинев, соотечественники

Previous post Next post
Up