Практические средства катехизации в Церкви. Учительная беседа

Mar 19, 2013 09:01



Pr. prof. dr. Vasile GordonIntroducere în catehetica ortodoxă” (București, 2003, pp. 141-152). Перевод с румынского. Начало главы.

***

На каждом приходе, помимо воскресных и праздничных служб, совершаются будничные богослужения - чаще всего, по средам, пятницам и субботам. Обычно читаются акафисты, совершаются обряды освящения (воды, икон и т.д.), таинство соборования, вечерни. После таких богослужений можно проводить краткие учительные беседы, которые, при условии хорошей подготовки и убедительного изложения, могут принести много света и радости сердцам слушателей и привлечь больше верующих. Большинство, конечно, приходят на само богослужение. Однако в их числе есть и такие (в частности, представители интеллигенции), которые приходят только в том случае, если знают, что будет сказано учительное слово (особенно такое, которое постоянно обновляется и изъясняет основы вероучения и богослужения). Такие христиане сами признаются, что, даже если в других храмах богослужение, может, и богаче, но они все же предпочитают приходить сюда, где "всегда что-нибудь поясняют..."


С самого начала следует отметить, что такая учительная беседа не должна выходить за рамки "психологического времени". В принципе, рекомендуется, чтобы такая беседа максимально краткой, во избежание результата, противоположного ожидаемому. В целом, такая беседа не должна длиться больше десяти минут. Таким образом, крайне важно учесть так называемый "психологический фактор", то есть адаптироваться к конкретным условиям. Иногда и пяти минут многовато - если богослужение было продолжительным, если слишком жарко или слишком холодно, если тема (или ее подача) не вызывает интереса у слушающих и т.д. Иногда, когда мы чувствуем, что верующие в этот момент больше расположены к подробным объяснениям, "психологическое время" может быть продлено в прямой пропорциональности от проявляемого интереса. Таким образом, необходимо принимать во внимание сразу три момента - аудиторию, содержание беседы и говорящего. Что касается слушающих, надо исходить из их способности восприятия, меры стремления к познанию и пределы терпения. Содержание учительной беседы, в зависимости от сложности выбранной темы, также определяет ее продолжительность. Что касается самого выступающего, то он должен учитывать свои силы, знания, пределы, опыт, а также стремиться связно и убедительно излагать мысль.

Аудитория таких учительных бесед в церкви постоянно меняется. Как правило, это верующие разных возрастов и интересов. Это обстоятельство требует изложения на среднем уровне сложности. Предпочтительнее, чтобы язык был максимально доступным.

Содержание учительных бесед будет ориентировано на запросы верующих конкретного прихода, о которых настоятель знает, хотя бы в общих чертах. Тематику священник определяет самостоятельно, не забывая при этом о приоритетах: основные вопросы православного вероучения, значение (символизм) богослужений, положения вероучения, которые ошибочно толкуются протестантами (сюда можно также отнести вопросы о харизматических движениях и о появившихся в последнее время паранормальных явлениях).

Для первой категории мы предлагаем следующие темы:
- догмат о Святой Троице (общая беседа о Святой Троице и отдельные беседы о каждом Лице Троицы);
- Божественное Откровение;
- Священное Писание;
- Священное Предание;
- сотворение видимого и невидимого мира;
- Провидение;
- Воскресение;
- спасение;
- суд;
- добродетель и грех;
- пост и молитва;
- Декалог и заповеди Церкви.

Для учительных бесед по литургике можно выбрать следующие темы:
- символизм Божественной Литургии (примерно три последовательных беседы);
- символизм вечерни;
- символизм утрени;
- символизм таинств;
- символизм треб.

Для обсуждения тех вопросов, по которым есть споры между конфессиями, можно провести встречи на такие темы:
- Священное Предание;
- таинства (общая вводная беседа + по одной о каждом таинстве в отдельности);
- почитание Богородицы;
- Церковь;
- почитание святых;
- почитание мощей;
- почитание Креста;
- божественная благодать;

К этому списку можно добавить те вопросы, которые навязывает современность - радиэстезия, биоэнергетика, биотерапия, кристаллотерапия и проблемы биоэтики (клонирование, искусственное оплодотворение, эвтаназия и т.д.).

Последовательность тем, разумеется, должна быть обусловлена определенной логикой в течение литургического года. Темы могут быть сгруппированы по категориям или в виде циклов, которые могут периодически (каждые два-три года) повторяться и, конечно, обновляться. Помимо вышеперечисленных тем, священник также говорить небольшое слово в связи с конкретными обстоятельствами богослужения (например, краткие паренезы). Так, после какой-нибудь службы или акафиста можно прокомментировать кондак или икос и сделать из его содержания определенные выводы духовно-нравственного плана. После таинства соборования можно по очереди пояснить основное содержание евангельских и апостольских чтений. Можно также коснуться вопроса о важности духовного исцеления для содействия выздоровлению плоти. После вечерни можно сказать несколько слов о жизни того святого, чья память совершается в этот день (даже если он не из числа великих святых), уделив основное внимание тем добродетелям, которые актуальны и в наши дни.

В заключение этого параграфа подчеркнем особую важность учительной беседы после любого будничного богослужения, какой бы краткой она ни была. Отметим также, что в таких беседах, несмотря на ограничение во времени, возможен небольшой диалог. Можно предложить присутствующим задать один-два вопроса, на которые священник кратко ответит. Если вопрос требует более пространного ответа или выходит за рамки темы, то священник должен пообещать вернуться к этому вопросу в следующий раз.

(продолжение следует)

свящ. Василий Гордон, церковь, Румыния, катехизация, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up