Ierom. Petru (Pruteanu) ”
Iarăşi despre pregătirea pentru Botez” (04/02/2013), перевод с румынского.
Начало статьи.
Не так уж мало священников, которые крестят всех, кто к ним обращается. Притом крестят, надо полагать, с самыми благими намерениями, особенно если не взимают платы за крещение. Но этого не достаточно, если перед крещением нет соответствующей катехизации, а те, кто пришел креститься или привел кого-то к купели, не испытаны (подобно тому, как мы говорили выше о послушничестве перед монашеским постригом).
Однако у нас широко практикуется запись по телефону в очередь на крещение, и, в лучшем случае, священник видит родителей и крестных единственный раз до крещения ребенка, а они выучивают Символ веры, как стихотворение, не понимая ничего из него и из христианства в целом! Даже за праздничным столом после крещения крестные, которые от имени младенца, согласно чину, отреклись от сатаны и плюнули на него, снова его «приветствуют целованием» через пьянство и сквернословие, а при первом же недомогании ребенка мать или бабушка несут его на снятие «порчи».
И тогда возникает вопрос: кого мы крестим? Обладателей полотенец и крестиков или разумных существ, которые начинают свою жизнь в Церкви и намерены ее вести в Церкви до самого конца? Как можно крестить детей, родители которых не посещают церковные богослужения регулярно и никогда не причащаются (или причащаются всего один раз в год)? Что услышит тот ребенок о Евангелии и Христе от своих родителей? То, что хорошо не менять свою веру, потому что она унаследована от предков? Ну, тогда такие родители точно так же говорили бы, будь они мусульманами или буддистами, раз у них нет ни малейшей убежденности в том, что православие является истинной и спасительной верой, а не просто народным наследием...
Есть и такие, которые говорят, что надо крестить детей, даже если их родители неверующие, потому что только так в них сможет действовать благодать Божия, а иначе, без благодати крещения, у них вообще не будет шансов прийти ко Христу. Однако такое представление противоречит богословию и нашему церковному опыту. Савл из Тарса, Константин Великий, Блаженный Августин и все язычники, которые обратились за всю историю - как они уверовали во Христа без благодати крещения? Крестишься не для того, чтобы уверовать, а крестишься только тогда, когда веришь! Не так ли говорит Евангелие? Какая польза была от крещения Ленину, Сталину, Чаушеску и всем палачам в коммунистических тюрьмах? Какой толк от крещения сотен миллионов православных, которые живут так, что в странах с православным большинством населения самый высокий процент курильщиков и алкоголиков, абортов и брошенных детей? И обратите внимание, все это происходит именно там, где мы говорим, что крестим детей в истинной вере и что в них действует благодать!
Скорее, можно сказать, что божественная благодать действовала в сердце императора Константина, когда построил сотни церквей, созвал и возглавил Первый Вселенский собор, хотя он был еще не крещенным, а оглашаемым. Божья благодать действовала и в сердцах двух других знаменитых оглашенных - Амвросия Медиоланского и Нектария Константинопольского, которые были избраны епископы, будучи еще катехуменами, но уже ведущими совершенную жизнь. И вот Церковь не отвергала, но, напротив, поощряла тех, кто хотел лучше подготовиться к крещению. Но мы говорим о катехуменате как о перевернутой, мертвой странице истории, считаем его бесполезным и устаревшим. Поэтому неудивительно, что наша молодежь, крещенная и причащающаяся раз или два в году, все чаще употребляет наркотики, предпочитает "нетрадиционные" половые отношения или хулит Бога, провозглашая себя атеистами. Вина за это лежит на самой Церкви, которая впускает в себя язычество, как "троянского коня", и не прививает уважительного отношения ко крещению, к которому надо стремиться и принимать его со всей ответственностью, а не совершать как дань обычаям.
Конечно, будут по-прежнему звучать голоса тех, кто назовут такой подход протестантским за то, что он опирается на рациональное понимание веры в Бога и предлагает откладывать крещение до сознательного возраста. Однако эти обвинения необоснованны, и я их не принимаю, потому что не это хотел сказать.
Во-первых, я убежден, что отказ от двухтысячелетней практики детского крещения не помог бы автоматически решить все проблемы, а некоторые еще бы усугубил. Необходимо изменить не саму по себе церковную практику, а отношение духовенства и мирян, которые своим равнодушием ослабляют, обессиливают Церковь. Есть огромное число конкретных ситуаций, когда крещение должно быть отложено, и Церковь не должна бояться это сделать, если видит перед собой еще недостаточно готовых к этому людей. Но если родители хотят крестить ребенка и выполняют условия, выдвигаемые церковью, то их чадо следует крестить и помогать ему расти и полноценно жить в Церкви.
Во-вторых, по моему убеждению, трех-четырехлетний ребенок, когда он молится (по-своему и на своем языке), проявляет веру, вполне соответствующую Евангелию и крещению. Однако прискорбно то, что такой ребенок не остается в Церкви и не причащается регулярно и в восемь, и в шестнадцать, и в двадцать пять лет, потому что не осознает свою личную принадлежность к Церкви, но воспринимает ее только как "агентство религиозных услуг", куда обращаются только в случае нужды. Вот в чем проблема, и для ее решения Церковь должна очень тщательно готовить своих верующих. Так же, как какое-либо учреждение может выйти из кризиса только в том случае, если повышает уровень квалификации своих сотрудников - как руководителей, так и рядовых работников.
Нам следует признать, что в этом отношении мы поступаем еще хуже, чем в коммунизме, потому что даже коммунизм говорил не только о количестве, но и о качестве. А мы на все смотрим только через призму цифр, которыми упиваемся. Это все равно, как если бы мы хвастались, что у нас трудоустроено 90% населения, а в действительности мы видим, что работают только 5-10%, в то время как другие хотят только получать зарплату. Вот на что похоже нынешнее положение в нашей церкви. Но не будем забывать, что Бог вознаграждает "заработной платой" только тех, кто по-настоящему трудится...