Творческая группа издательства «Игныпс»
Екатеринбургская Академия Современного Искусства.
Уральский государственный Университет им. А.М. Горького
10-12 февраля 2008 г.
в Екатеринбурге состоится научно-практическая междисциплинарная конференция
Альтернативные речевые практики как инструмент сопротивления языковой агрессии и языковой энтропии
_________________________________________________________________
Игры с языком и неконвенциальные литературные жанры в контексте городской повседневной культуры
Из цикла планируемых ежегодных конференций
«Альтернативные речевые практики»
«Состояние русского языка по итогам ХХ века вызывает тревогу. Кажется, что наряду с депопуляцией страны происходит делексикация ее языка, обеднение словарного запаса. Это бросается в глаза особенно по контрасту с динамичным развитием русского языка в XIX веке и взрывной динамикой ряда европейских и азиатских языков в ХХ веке».
Эпштейн М. / газета «Знамя» № 1, 2006г.
Развитие языка - как разговорного, так и литературного - связано с речевыми играми, которые реализуют его неиспользуемые возможности. В то же время экспансия специфических языковых моделей, таких как канцелярит, «блатная феня», жаргон и т.д., на языковую практику (язык повседневного общения, язык СМИ, литературные тексты…) и нормы русского языка, превышение пределов огрубления и вульгаризации литературного языка, ведут к обеднению словарного запаса Русского языка и его смыслового содержания. Миссия конференции - обобщение практики деконструкции специфических языковых моделей, деформирующих глубинный смысловой строй русского языка, анализ деконструктивного и креативного потенциалов альтернативных речевых практик.
Язык - дом Бытия (Хайдеггер). Заданные правила словоупотребления создают языковую картину мира, да и сам Мир, в котором мыслит себя человек. Но ведь правила могут быть разными. Как разными могут быть и языковые игры (Витгенштейн), созидающие жизненный мир человека.
Сколько среди них таких, что разрушают языковую картину нашей жизни, навязывают нам чужие, несовместимые с нашей жизнью правила? Имя им - легион!
Дюпонизм (альтернативная речевая практика, возникшая как малый жанр в повседневной культуре г. Екатеринбурга в 1996 г.) зарекомендовал себя как эффективный способ деконструкции агрессивных языковых игр. Обобщение наиболее успешного опыта в изучении дюпонизмов и других альтернативных речевых практик - такова цель конференции.
На конференции планируется работа трех секций:
Секция № 1. «Языковая агрессия: постановка проблемы».
Секция № 2. «Анализ существующих речевых практик».
Секция № 3. «Пути и смысл (задачи) сопротивления языковой агрессии».
Секция № 1.
Задача секции - описание, анализ и систематизация языковых игр, деформирующих глубинный смысловой строй русского языка (необоснованное использование иноязычных слов и анклав «блатной фени», новорусский новояз, «язык гламура», речевые практики религиозного фундаментализма, регенерация поздне-советского канцелярита и т.д.).
Секция № 2.
Задача секции - анализ потенциала альтернативных речевых практик, описание техник смыслового разрушения языковых игр, наиболее агрессивных по отношению к русскому языку, демонстрация самых удачных практик деконструкции языковой агрессии.
Секция № 3.
Задача секции - описание смысловых ресурсов и потенциала развития русской языковой картины, выявление речевых практик, ее сохраняющих и творчески развивающих, анализ креативного потенциала и векторов развития русского языка.
__________________________________________________________________
Языковые игры
Одно из главных понятий философии позднего Л. Витгенштейна. Служит для обозначения целостных и законченных систем межличностной коммуникации, подчиняющихся своим внутренним правилам и соглашениям, нарушение которых означает выход за пределы конкретной «игры».
Во-первых, это исходные лингвистические формы, с которых начинается обучение языку путем включения обучаемого в определенные виды деятельности.
Во-вторых, «игры» рассматриваются как упрощенные, идеализированные модели употребления слов, последовательное усложнение которых демонстрирует динамику языка.
Наконец, социокультурный аспект «игр» отражен в понятии форм жизни. У Я.и., по Витгенштейну, не может быть общего им всем признака; их следует классифицировать по принципу «семейного подобия», т.е. описывая цепочки взаимосвязанных или пересекающихся по отдельным признакам «игр».
Языковая картина
Исторически сложившаяся в обыденном сознании народа и отразившаяся в языке совокупность представлений. Это своего рода коллективная философия, система взглядов, отчасти универсальная, а отчасти национально-специфичная. Языки различаются с точки зрения того, как они рисуют мир. «Мир, описанный на двух языках, - это не один мир, описанный разными способами, а два разных мира», - писал Э. Сепир.
Например, по мнению многих исследователей, эмоции в русской языковой картине мира занимают куда более важное место, чем ум, разум, рассудок. Вместилище истинно ценного знания - это душа или сердце, а не голова. Носитель русского языка говорит: «Душа запросила рыбки отведать», и никто не скажет: «Голова запросила».
Языковая агрессия
Экспансия специфических языковых моделей, таких как канцелярит, «блатная феня», жаргон и т.д., на языковую практику (язык повседневного общения, язык СМИ, литературные тексты…) и нормы русского языка, превышение пределов огрубления и вульгаризации литературного языка, проявляющееся в перенасыщенности текста ненормативной лексикой, негативной оценкой личности через использование ярлыков, чрезмерной экспансией иноязычных слов и нарушением языковых норм, ситуативно и стилистически неоправданных.
Данное определение соответствует понятийной системе и тематике конференции, здесь не рассматривается языковое насилие как явление инвективного насилия (умышленная, направленная агрессия) в языке.
Языковая энтропия
Явление утраты первоначального образа и содержания слова, фразы после необдуманного клиширования; сокращение количества смысла на единицу текста.
Альтернативные речевые практики
Речевые практики, отступающие от языковой нормы. Речевая практика может способствовать не только проникновению в нормированный язык новых для литературного языка единиц, но и укреплению в нем новых моделей - словообразовательных, синтаксических и других.
Например, многочисленные лексические заимствования из других языков, главным образом из английского, расширившие нормативный русский словарь в конце ХХ века, способствуют и тому, что под влиянием иноязычных образцов появляются структурно новые типы слов.
Деконструкция
Критическая деятельность, предполагающая анализ явления через демонтаж его структуры, вычленением семиотических, исторических и культурных слоев. Одним из аспектов деконструкционных практик является способность развоплощению смысловых структур объекта деконструкции. Что достаточно активно используется в практике ведения информационных войн.
Дюпонизм
Речевая практика нестандартного обращения со словом и смыслом. Выражается в опытах по сопоставлению звуков, смыслов, по разрушению привычных алгоритмов мышления и речи при помощи искажения, соединения, сокращения или разъединения слов и фраз.
Выделен в самостоятельное явление языка в 2002 году творческой группой в составе П. Ложкина, А. Седова, С. Ивкина и А. Коряковцева на основе проекта Франсуа Дюпона (отсюда и термин) «Мильён названий», публикуемом с 1996г. издательством «ИГНЫПС», г. Екатеринбург.
http://duponizm.narod.ru/ Примерные направления докладов:
1. Языковое насилие: истоки, сущность, проявление.
2. Роль медиа в языковом насилии.
3. Истоки и смысл господствующей идеологии и ее речевой практики (современного «новояза»).
4. Деконструкция негативных смыслов и идей в контексте культурной политике государства.
5. Влияние новых технологий на трансформацию речевых практик.
6. Дюпонизм как реализованный опыт сопротивления языковому насилию.
7. Литературные предтечи и идейные предпосылки современных альтернативных речевых практик.
8. Роль речевой игры в социализации ребенка (К. Чуковский, Л. С. Выготский и М. Бахтин).
9. Социально-критический потенциал речевых игр.
10. Проблема речевой и идейной идентификации социально-критических движений второй половины ХХ - начала ХХI веков.
11. Развитие языка как способ развития сознания (культуры).
12. Проблема искажения смысла слов и понятий.
Общие требования к докладам:
Доклад должен содержать не более 15 000 знаков, должен отвечать тематике конференции (желательно ориентировать содержание доклада к теме определенной секции). Заявить о теме и объеме доклада следует до 15.01.2008г. по телефону, либо по (одному из указанных) электронному адресу. Доклад в электронном виде желательно выслать до 01.02.2008г. для включения его в сборник материалов конференции.
По завершению конференции состоится диспут с последующим подведением итогов. Тезисы участников будут опубликованы в сборнике материалов конференции и на официальном сайте проекта «Мильён названий».
Сопутствующие мероприятия:
1. Презентация проекта «Мильён названий».
2. Выставка детского рисунка / дюпонография.
3. Мастер-класс от дюпонистов.
4. Выступление дюпонистов в сопровождении квартета «Смысли» и Александра Шангина.
5. Фестиваль «ТЕЛО/текст» (подробности на
http:// )noga-centr.narod.ru
Контакт с организаторами:
Дмитрий Анатольевич Беляев, тел.: 8 919 398 38 90 (моб.)
e-mail:
zuchele@mail.ru Дополнительная информация по конференции на сайтах
http://koryakovtsev.narod.ru/ http://duponizm.narod.ru/