Дюпонизмы

Jan 09, 2007 18:33

Презентация 1 тома «Мильён названий» Франсуа Дюпона
4 ноября 2006 г.
Пушкина 12, г. Екатеринбург.

Сергей Ивкин (редактор проекта «Мильён названий», поэт):
- В общем-то, получается, что, то, что сейчас происходит, это третья презентация. Потому что были презентации в Москве и в Питере. Но если опираться не на факты, а на действительно реальные события, то все-таки вот эта презентация первая, потому что ни Москва, ни Питер не захотели увидеть это явление. И, прежде всего это связанно с такой вещью, которую мы вчера обсуждали с Андреем Санниковым, случайно встретившись на улице Малышева. Он сказал, что Урал начинает превращаться в совершенно отдельную особь, некую культурную область, совершенно отдельную от официального центра. Культурный взрыв, который происходит последние 5-6 лет в Свердловской, Пермской, Челябинской областях - удивляет и поражает. И как раз в эти годы и зарождается жанр, который сегодня презентуется в виде готовой книги. Жанр этот существовал очень давно. В этом жанре писал Владимир Ланцберг, в этом жанре издавалась книга Гертруды Стайн в Америке, в этом жанре работают многие авторы в Интернете. Но первое что сделал Павел Ложкин, почему это превратилось в жанр - он решил это классифицировать, систематизировать, и вообще приводить в какой-то порядок. Вот именно упорядочивание словесного хаоса - может это и стало основой дюпонизма.

Павел Ложкин (главный редактор и издатель проекта «Мильён названий», архитектор):
- Классификация еще впереди. Сейчас идет сбор, идет анализ всего этого явления. И классификация будет в будущем, надеюсь ко 2 тому общими усилиями, когда произойдет глубокий анализ и самим авторам придет большее понимание этого явления.
Проект начался в 1996 году, и начинался он с материала Франсуа Дюпона. Издавался ежегодно с дополнениями издательством ИГНЫПС, тем самым проект развивался. Сразу получил эпитет «Мильён названий» - со значением, что очень много. И в 2001 году к нему присоединились Сергей Ивкин, Александр Седов, Олег Бухаров, затем Андрей Коряковцев и многие другие. Александр Седов предложил назвать эти «названия» дюпонизмами, по имени первого автора. Сейчас в книге 40 авторов. И ко второму тому, надеюсь, их будет еще больше. Все-таки цель собрать миллион названий - дюпонизмов! А смысл в том чтоб собрать как можно больше парадоксальных, или вернее дюпонистических высказываний, в которых будут содержаться мировосприятие разных людей, что и объединит человеческие усилия в познании себя и окружающего мира. Здесь предоставляется возможность каждому высказаться какой-то своей меткой фразой.

Андрей Коряковцев (редактор проекта «Мильён названий», философ, афорист):
- В 1996 году, параллельно, независимо от Павла Ложкина, у меня вышла книжка афоризмов, и там было немножко слов, словосочетаний которые названы дюпонизмами, т.е. я был дюпонистом не зная об это счастье. Ну а потом встретились.
Замечательная черта это проекта то, что проект открытый, в нем может участвовать любой, и это свидетельствует о демократизации литературы. Я уверен, что любой самый явный графоман за свою жизнь способен создать хоть одно гениальное словосочетание, звукосочетание. Кто знает Роже Делилль, он сочинил одну гениальную песню - «Марсельезу», а потом сочинял оперы, как автора опер его никто не знает, по тому что они плохие. А «Марсельеза» сейчас гимн Франции. Вот так же и с этим литературным феноменом. Каждый может принять участие.
Действительно были предтечи перечислены, на самом деле надо начинать не с Гертруды Стайн. Остап Бендер еще раньше - «конгениально» - это же классический дюпонизм. И в данном случае нужно говорить не об открытии чего-то нового, а о том, что эти словечки стали систематизировать впервые, и пошли еще дальше - решили, что не заниматься историей культуры, а создавать ее самим. То есть феномен представить не как мертвый литературный феномен, который был в истории, а как развивающийся.

Сергей Ивкин:
- Когда я получил впервые то, что сделал Франсуа Дюпон, у меня было желание поделиться с как можно большим количеством народа, ну некоторые откликнулись своеобразно.

Елена Бушуева (бард):
- Это еще была первая книжка, которую мы с удовольствием прочитали, и я вам хочу представить сегодня как можно паразитировать на дюпонизмах. Вообще шикарная книжка для паразитизма. Если вы не знаете, как назвать вашу персональную выставку - откройте дюпонизмы, если вы не знаете, как назвать вашу рок-группу - откройте книгу и поищите, если не знаете, как назвать …, ну что угодно…

Андрей Коряковцев:
- Сына!

Елена Бушуева:
- Конгениально! Как написать сказку! Как я уже думала - «Барби-Яга» - это вообще классный же персонаж, можно написать целый цикл, а это всего один дюпонизм. Можно пьесу написать, некоторые дюпонизмы просто просятся написать пьесу - насколько коротенькое выражение гениально. А меня зацепил случайно дюпонизм под номером …?

Сергей Ивкин:
-1246

Елена Бушуева:
- «Забери свои мысли в субботу» и получилась песня. Мне показалось это гениальным, и захотелось это развить…:

СУББОТНИЙ БЛЮЗ

Забери свои мысли в субботу:

я их думать устала,
я их ночью листала

в детективном романе
и на телеэкране

я следила за ними
и считала своими

ваши глупые мысли
об особенном смысле

непростых отношений.
Дорогих украшений

не дарите мне больше,
приходите на дольше

распечатывать письма,
забирать свои мысли -

я их думать устала.

Забери свои мысли в субботу:

я их думала долго
без особого толка.

Мне их больше не надо,
в виде срочного вклада

положите их в банке.
Корвалол с валерьянкой

помогают не очень.
Ваши мысли до ночи,

покушаясь на душу,
разъедают и душат.

Я не слышу будильник.
Положу в холодильник,

чтобы вдруг не прокисли
ваши глупые мысли -

я их думала долго.

Забери свои мысли в субботу:

я верну их с улыбкой,
это было ошибкой -

попросить их на время,
чтобы скрасить потерю

бесшабашного лета.
Никакие запреты

не влияют на сердце.
Захвати полотенце

вытирать мои слезы -
ваши мысли в занозах.

Убирайтесь в работу,
возвращайтесь в субботу,

как система зависли
в голове ваши мысли -

я верну их с улыбкой.

Забери свои мысли в субботу…

Текст филолога:
()

Марина Лихоманова:
- Меня, конечно, восхитила эта замечательная наглость, когда было пышно объявлено о создании нового жанра. Книжка классная, но с какой стати это новый жанр я понять не в состоянии, тем более афоризмы и каламбуры существовали наверно всегда, игрища со словами присущи каждому человеку начиная с детства. Свидетельством тому Чуковский, и было забавно обнаружить один из дюпонизмов встречающийся там - «босикомое». Какой-то ребенок поиграл со словами. Когда в эти игры играют взрослые люди, это наверно уже не то впадение в детство, не то уже маразм.

Сергей Ивкин:
- А новое это то, что все собирается в одно место, а не разбросано…

Марина Лихоманова:
- Тогда это не жанр - это коллекционирование. Создание коллекции не есть жанр.

Андрей Коряковцев:
- Дюпонизмы - это не каламбур и не афоризм - вот в чем дело!

Сергей Ивкин:
- Мне у филолога понравилось фраза не «названия», а «называния». Это именно какое-то потенциальное языковое семя, семантическое семя с которого можно... что-то…

Марина Лихоманова:
- Но, когда это - называния, в том числе и создание имен для персонажей, но по существу это все извращение уже известного.

Андрей Санников:
- Вот смотрите о чем я хочу сказать: очень характерно, ну понятно каламбуры были, Чуковский был, в блатном жаргоне такие вещи есть, обратите внимание это такие знаки, которые как масонские знаки, это знаки для интеллигенции, именно только для интеллигенции. Впервые этот жанр … возник давным-давно, он всегда был на самом деле, но тут впервые взяли и вычленили вот тот слой тайных словесных рукопожатий, которыми обмениваются только интеллигенты. Они его впервые назвали. Все! Я вам гарантирую, мы сейчас все на этом помешаемся…

Салават:
- … и нас перестанут понимать нормальные люди…

Андрей Санников:
- Наоборот!

Андрей Коряковцев:
- Великий дюпонизатор - это народ! В данном случае если вспомнить названия деревень вокруг моего родного города Лядово: деревня Бычалапы, деревня Холуи, деревня Сидуны - по вятски «сидун» - это толчок.
Я хочу сказать, что источник это сам русский язык, и мы имеем дело с праздником русского языка. (То, что до сего момента пополнения в русский словарь приходили из дворового, блатного жаргона, а сейчас этим занялись интеллектуалы)

Андрей Санников:
- Давай устроим день дюпонизмов, каждый год будем праздновать!

Павел Ложкин:
- 4 ноября!

Андрей Коряковцев:
- Да. Второе что я хотел сказать - что как только я стал рассказывать всем своим знакомым об этом дюпонировании - первая реакция была - так мы же эти всю жизнь занимались. Друзья в Испании показали дюпонизмы своему другу - испанскому литератору, тот возмущался, что эти русские вечно воображают из себя - это я все придумал.
То же самое было в Москве, когда я послал дюпонизмы Владимиру Шойхеру - это один из авторитетных афористов, он издал несколько антологий афоризмов, и сам автор афоризмов. И он написал мне, что есть классические афоризмы - из которых он делает антологии, а есть то что ни в какие ворота не лезет, это он все записал в записную книжку, и не знал что с этим делать. И теперь, ребята - пишет - вы молодцы, теперь я знаю, куда это деть. Есть большие жанры в литературе - роман, эпос, а есть малые, это царство малых жанров - каламбур, афоризм и дюпонизм.
И еще последнее, что хочу сказать, мне очень нравится, та идея, что дюпонизм можно охарактеризовать как этюд для упражнения литераторов, философов. Вы знаете, есть музыкальные этюды, среди этих этюдов попадаются гениальные произведения. Вспомните Баха … прелюдия, когда он добавляет одну ноту. Это всего лишь упражнение для рук, для пальцев. Это ж шедевр! Вот так и дюпонизм.

Сергей Ивкин:
- В Питере я подарил книгу одной буддистке, у которой я жил, прихожу вечером в комнату, смотрю - она сидит на диване раскрыв книгу, закрыв глаза, откинувшись. Я ее трогаю - Марин, Марин ты чего? А она говорит - Я медитирую, меня вставило. - Что вставило? Она показывает, там номер по моему 1182, не помню, как называется. - Это хороший КАОН и я должна его решить, я его уже 4-й час решаю, уйди…
Ей было хорошо.

Марина Лихоманова:
- Сейчас будем говорить шутки по номерам. Каждый будет ходить со своим томиком…

Андрей Санников:
- А давайте введем футболки с дюпонизмиками (дюпонимикой)!

Игорь Турбанов (филолог):
- Дюпонизм это конечно жанр новый, отчасти искусственный, от части спровоцированный нашим временем, а с другой стороны конечно корни его в классическом афоризме. Но это отпрыск классического афоризма. А с другой стороны это то что, когда-то помните в 70-е называлось шкварочки, шкварки…

Андрей Санников:
- Шкварки это во всех социальных слоях, а дюпонизм он вот интеллигентский…

Игорь Турбанов (филолог):
- Да. Другое дело, что шкварочки имеют всегда какой-то социальный подтекст. Дюпонизм - он не имеет вообще такого яркого выраженного социального подтекста. Дюпонизм - как мен кажется это сжатый кулак. Это вот такая пиявка, которая присасывается к любому высказыванию, к тому ж е афоризму, к поговорке, к слогану, к максиме, как это было в классические времена. Для меня лично дюпонизм близок той самой свободой, не цензурированностью, поскольку скажем вот афоризм никогда бы себе не позволил нецензурное.
И в третьих. Для меня дюпонизм конечно жанр абсолютно современный, в том смысле что... ну как sms-сообщение, мы ведь не говорим там очень много, мы говорим конкретно и что-то такое едкое, юморное, как раньше говорили - стебовое. Стеб.
И еще. Вот, считается, что афоризм тащит за собой автора. Афоризм сугубо якобы авторский. Мне кажется, что в каком-то смысле и так и не так в том смысле что, да у человека есть стиль, мы можем сказать, что это написал он… Дюпонизм, в принципе, не предполагает автора, это более спонтанный жанр. Более спонтанный в том смысле что… Над афоризмом нужно думать, что бы выразить некую сентенцию, какое-то правило. Дюпонизм рождается быстрее! Это вот какая-то языковая игра. В которой адресат и адресант. А дюпонизм всегда рассчитан на адресат. Он более быстр, более лаконичен, более завершен и как сказать, рассчитывает на какую-то более быструю реакцию.

Евгений Алексеев (историк):
- Как я понял: афоризм - сначала подумал, потом сказал, то дюпонизм - сначала сказал, потом подумал.

Игорь Турбанов:
- … он даже не успел подумать! Действительно дюпонист не успевает подумать. Это какая-то игра с языком которая… как называется, бои без правил. На самом деле, если найдутся исследователи, которые начнут осмысление жанра афоризмов, то они придут, в конце концов, к дюпонизмам. И я думаю, что это жанр. И настаиваю что это современный жанр.
Дюпонизм - пиявка, потому что питается какими-то уже узаконенными клише, какими то фразами, какими-то высказываниями, цитатами. Дюпонизм это схватывает, он подхватывает, естественно в сознании автора. Он играет с этими цитатами, он их сращивает или наоборот разбивает.

Сергей Ивкин:
- У меня появилась ассоциация с вещь. Которую виде в детстве: липкая лента для мух, ленты вешали в магазинах и они были утыканы аккуратно черными точками-мухами. И вот когда я гляжу на столбики дюпонизмов в книге у меня сразу ощущение - такие мухи словесные, которые не смогли пролететь мимо.

Игорь Турбанов:
- И последнее. Все авторы дюпонизмов - это люди с колоссальным чутьем, с колоссальной языковой интуицией. Это люди, которые не зашорены на правилах языка.

Андрей Санников:
- Еще! Для афоризма звук, звучание не важно, важен только смысл. В дюпонизмах идет еще и игра со звуком.

Павел Ложкин:
- И еще с самим написанием.

Игорь Турбанов:
- Да и это тоже верно. Аллитерация, скажем
Я хочу сказать, что это выходит за рамки обычной культуры. Это что-то такое внутри нас, которое заставляет нас играть…

Из зала:
- брожение!

Игорь Турбанов:
- Брожение! Вот отлично! Языковое брожение заставляет нас над чем-то играть, не можем просто сказать…

Андрей Коряковцев:
- Вы обратите внимание на то, что на дюпонизмы нельзя снять фильм, написать песню (песня написана, но там дюпонизм как припев, рефрен), нельзя сделать скульптуру и т.д. Квинтенсенция выходит литературности самой, в отличие от других жанров. Это такой литературный жанр, который выражает литературность как таковую.

ignps, duponizm

Previous post Next post
Up