Недавно я пообещал доброму юзеру
arhyart'у написать все, что я думаю об определениях в гуманитарной сфере. И вот, время идет, и с каждым днем я все меньше понимаю, что такое определение понятия в гуманитарной дисциплине и зачем оно нужно. Пора что-то написать, пока еще есть остатки ощущения понимания.
Определить термин, как я понимаю, значит выразить его через уже известные термины (правда, в словарях так не пишут, но все же). В математике так и бывает - новые термины вводятся как ярлычки, наклеиваемые на уже готовые значения. Похоже обстоит дело и везде, где понятие обозначает реальность, подвластную нам. Например, в технической сфере: что мы решим считать червячной передачей или окуляром, то и будет. Понятия "полковник", "пенальти", "фортепиано" тоже хорошо определяются.
Но уже в естествознании, кажется, дело обстоит иначе, потому что реальность, на которую мы наклеиваем слова, существует (в некотором смысле, конечно) сама по себе. Чтобы изучать, например, дрозда, определение дрозда не нужно. Можно описать положение дрозда в системе видов, но это будет не определение, а именно описание положения в системе видов. Разумное определение здесь может быть в моем представлении только остенсивным - показав пальцем на дрозда, профессор говорит: "Это дрозд, и сейчас мы будем его изучать. Подайте мне трепанатор."
А в гуманитарных дисциплинах еще веселее, потому что трудно отделить реальности друг от друга, да и существуют они неизвестно в каком пространстве. Вот, скажем, "наука". Что это такое? Этому понятию невозможно дать определение, выразив его через другие. Можно только, стартовав с некоторого упрощенного понимания (вряд ли его можно считать определением), пытаться выделять признаки, критерии научности и все такое.
Наконец, самый запутанный случай - понятия, которые не являются терминами, а живут в обычном языке. Например, "глупость".
Если от меня требуется какая-то мораль, то я скажу так: во многих случаях слова вовсе не надо определять, а надо учить правильно пользоваться ими. Но вообще-то я хотел бы не высказывать мораль, а почитать, что напишут мне умные люди в ответ на мои безграмотные выступления.