Что я сказал в Курске

Nov 05, 2007 01:57

Как известно, Курская семинария праздновала 220-летний юбилей, по какому случаю мы с d_stefan и еще с двумя нашими семинаристами там и побывали. Кроме прочего (а вот ужо я все-таки кое-какие фотографии-то выложу), d_stefan и я произнесли речи на "конференции". Мой спич назывался: "Воспитание культуры мышления как задача современной духовной школы", конспектик - здесь.

+ + +

Вряд ли кто станет спорить с тем, что культура мышления нужна и необходима, что следует воспитывать ее, в том числе и в современной духовной школе. Но само понятие "культура мышления" нуждается в расшифровке, и о том, сколь важной задачей образования (не только духовного) является воспитание культуры мышления, надо говорить особо.

Культура мышления не сводится к владению логикой на техническом уровне, но даже это умение полезно и в наше время дефицитно. Главное, чему учит логика - отличать доказанное от недоказанного, достоверное от правдоподобного. Этим умением в наши дни могут похвастаться немногие. Практика показывает, что от человека требуется усилие, чтобы научиться рассуждать без логических ошибок - несмотря на то, что правильное логическое мышление естественно для нас.

Овладение логически корректным мышлением можно без большой натяжки (а быть может, и вовсе без натяжки) считать аскетической задачей. В самом деле: аскезу (не специфически христианскую, а в наиболее общем смысле) позволительно определить как комплекс усилий, которые человек предпринимает для достижения контроля над собой, и естественным образом этот самоконтроль должен относиться ко всем сторонам нашей природы, в том числе и к рассудочной способности. Логика и оказывается аскетикой ума, дисциплиной ума. Образовательный стандарт, принятый в Русской Церкви, не включает, к сожалению, отдельного предмета "аскетика" (и при этом включает предмет "логика"), но самодисциплина, будь то дисциплина помыслов, воображений или дисциплина рассудка, и не может быть приобретена в результате изучения отдельного учебного предмета - она воспитывается в целостном процессе образования, в общении между преподавателем и учащимся. Поэтому задача воспитания культуры мышления у учащихся - это общая задача всех преподавателей (и не только в духовных школах), и, как во всяком подобном деле, начинать здесь надо с себя.

Как было сказано выше, культура мышления не ограничивается логикой. К культуре ума следует отнести и способность выделять главные мысли из услышанной речи и прочитанного текста, ощущать и учитывать контекст, встраивать новые сведения в систему уже приобретенного знания и т.д. На базовом, элементарном уровне эти навыки должны усваиваться уже в средней школе; однако сегодня школа с указанной задачей не справляется. Рассуждать здесь о системном кризисе государственного образования в России было бы неуместно, однако он налицо и очевиден. С каждым годом выпускники наших школ в массе своей не только знают все меньше, но и мыслят все хуже. Но получать более или менее серьезное образование, в том числе и духовное, невозможно без основных навыков мышления. Быть может, для христианского образования эта проблема даже более остра, чем для многих видов образования светского, поскольку учащемуся духовной школы необходимо не просто приобрести некоторый объем знаний, но главным образом - научиться ориентироваться в Предании и правильно применять его (прошу прощения за слишком техническое слово "применять"). Это-то и невозможно без культуры мышления.

Не секрет, что умами многих верующих в наше время владеют разнообразные нелепые идеи разной степени абсурдности - у одних это апокалиптические сражения против документов, у других - яростная борьба за канонизацию сомнительных персонажей, у иных - явственно отдающие оккультизмом проекты объединения религии с естествознанием, а у некоторых - реформаторство без удержу и меры. Кого-то клонит влево, кого-то вправо. Можно сказать, что за этими искажениями стоят духовные проблемы; так оно и есть. Но практически всегда в подобных случаях духовные вывихи сопровождаются и срывами здравого смысла, а низкая культура мышления масс является для деструктивных движений питательной средой. Конечно, переоценивать значение рассудочных способностей не стоит, но, повторим, культура ума - это элемент общего воспитания. Вовсе не мыслить ни у кого из нас не получится; мы непременно будем мыслить - хорошо или плохо.

В заключение позволю себе некоторую игру слов. Напоню, что слово cultura в латинском языке означало "возделывание", и античные авторы еще до Рождества Христова стали употреблять выражение cultura mentis - "возделывание ума''. Это образное выражение, сельскохозяйственная метафора. Слово "семинария" тоже происходит от латинского сельскохозяйственного слова seminarium - "рассадник". Так что в семинарии заниматься возделыванием ума очень уместно!

образование, церковное, cultura mentis

Previous post Next post
Up