по следам когдатошних публикаций

Apr 17, 2012 11:26


Христос воскресе!

Теперь наша семинария издает журнал "Образ жизни", а прежде издавала газету "Образ". Разбирая всякие старые бумаги, впс нашел номер этого "Образа" чуть боле чем десятилетней давности с любопытным матерьалом. Положу его сюда.



Богословское образование: проблемы и надежды
9-10 октября 2001 г. в Московской Духовной Академии состоялась научно-практическая конференция "Богословское образование и наука в XXI веке"

На научную конференцию всегда едешь с надеждой на серьезную работу и на полновесный вклад в общее дело. И хотя много раз эта надежда посрамлялась, все-таки невозможно совсем отучить себя от ожидания какой-то духовно-ощутимой пользы научного собрания и обмена мнениями. Вот и в этот раз с подобными чувствами мы прибыли в Троице-Сергиеву Лавру на конференцию студентов семинарий и молодых церковных ученых.
В первый день на общем заседании выступали, однако, не молодые богословы, но "старые", которые делились своими мыслями о судьбах, природе и нынешнем состоянии русского богословия. В обращении патриарха Алексия II к участникам собрания Его Святейшество призвал молодых "свидетельствовать всеми доступными средствами истину Христову ". Председатель Учебного комитета архиеп. Евгений Верейский обрисовал контуры реформы церковного образования. Главные проблемы церковного образования наметил в своем выступлении прот. Максим Козлов. Докладчик отметил, что семинарии должны достичь уровня вузов, необходимо повысить статус и престиж преподавателей семинарий и добиться государственного признания церковных школ.
Сердцевиной конференции стала речь (докладом ее трудно назвать) митр. Кирилла Смоленского и Калининградского, в которой он "порассуждал на тему о связи богословия и жизни". Из речи владыки мы узнали, что "богословской школы" в России не было, а когда она появилась, то "источником ее была католическая схоластическая догматика", из-за чего уже с XVII в. "произошел разрыв между богословием и реальной церковной жизнью", а "священники, как птицы, заговорили на непонятном для народа языке". Церковь не смогла ответить на "вызовы" своего времени. "Где Церковь? Где ее голос?" - вопрошал митр. Кирилл. "Церковь не давала никаких руководящих указаний" и отсюда пошли все наши и ее исторические беды вплоть до революции. Сегодня этих "вызовов" стало еще больше, но Церковь смогла дать на них ответ. В доказательство митр. Кирилл красочно рассказал о процессе создания "Основ социальной концепции РПЦ", в которых, наконец-то, осуществилась долгожданная "смычка" (слово докладчика) богословия и жизни. С особенной радостью владыка поведал, что "Основы" были "приняты религиозным и секу лярным сознанием вообще", вызвали согласие и приятие и в Академии Наук, и у мусульман, и у пятидесятников. "Основы", по словам митр. Кирилла, теперь являются "частью нашего Предания", "каждый священник должен иметь их перед собой", ибо "это явление силы Божией". По завершении речи митр. Кириллу был задан вопрос: "Почему "Основы" не публиковались для соборного церковного обсуждения?" Докладчик ответил, что это "вещь очень рискованная", что "боялись карикатуризации со стороны СМИ".
Затем митр. Кирилл и весь президиум покинули зал, свет для чего-то слегка приглушили и под язвительные замечания о. Максима на кафедру с достоинством взошел диак. Андрей Кураев. В неповторимой манере он произнес речь, в которой напомнил, что "богословие сегодня - не роскошь, а условие сохранения себя в Церкви". Он высказал опасения за судьбу Церкви в России, ибо в 90-е годы произошел "катастрофический обвал уровня образованности нашего духовенства". "Есть епархии, где ни один священник не имеет очного семинарского образования". Этот слой "полузнаек" представляет удобную почву для распространения расколов, ересей и суеверий, чему примером история с ИНН. Одна из причин подобных смут - "идеализация истории нашей Церкви". Диакон Андрей привел целый ряд ярких свидетельств Святых Отцов, которые развенчивают подобный "исторический романтизм".
Следующий день был отдан молодым, которые разделились на четыре секции: богословскую, историко-каноническую, педагогическую, пастырскую и церковной журналистики. На последнем заседании подвели итоги конференции. Они свались к следующему: развивать сотрудничество со светскими вузами и шкалами; крепить связь и единство всех церковных школ; завоевывать в пользу Церкви пространство интернета; написать и издать наконец-то семинарские учебники; и, последнее - продолжать собираться на подобные конференции.
Мы возвращались домой и думали дорогой о наших надеждах. "Церковь получила свободу говорить о проблемах", - сказал один из выступавших докладчиков. "Есть ли у нее свобода и воля справиться с проблемами?", - думали мы про себя и добавляли: "Слава Богу, поклонились мощам преподобного Сергия". И надежды наши вновь окрылялись.

Замечание от впс: материал не подписан, но я легко догадался, кто автор.

семинарское, церковное

Previous post Next post
Up