История русской кухни содержит не меньше тайн, чем история самой страны. И спорить здесь можно порой до бесконечности. Вот, к примеру, интрига с запретом телятины в пищу на Руси до XVII века порождает немало загадок. Напомню, что ее использование было ограничено несколько веков.
«Все московиты чуждаются телятины и считают большим позором, если кто ею питается. Вышло так, что когда крепостные крестьяне тирана были посланы в Вологду для постройки крепости, то несчастные из-за сильного голода и недостатка в продовольствии, не имея ничего для еды, купили телят и питались ими. Когда тиран узнал это, он приказывает некоторых сжечь живыми за то, что они питались (этим) мясом, говоря, что великий грех - есть телятину» (Альберт Шлихтинг, 1570 г).
«Это потому, что москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо» (Петр Петрей. История о Великом княжестве Московском, 1615 г).
«Ведь уже много веков у русских и московитов существует представление, что великий грех, который должен караться смертью, если кто заколет теленка и осмелится его съесть» (Александр Гваньини. Описание Московии, 1578 г).
«Грех, великий грех, грешный» - к чему же это имеет отношение, если не к религии? Сегодня специалисты не могут достоверно определить реальные причины этого запрета. Часть экспертов склонна полагать, что запрет телятины связан лишь с хозяйственным отношением к животным, которых целесообразно было дорастить до взрослого состояния. Однако массовое использование телячьей кожи и изделий из нее несколько противоречит этой версии «экономного хозяина».
К сожалению, следует констатировать, что даже в Словаре русского языка XI-XVII веков ошибочно дано значение слову «телячевина» - мясо теленка, телятина, засоленная в бочке. В качестве единственного примера его использования приведена цитата из Архива Краснохолмского монастыря за 1591 год: «Куплено на Холопем… бочку телячевины, дань рубль». Дело в том, что речь в документе идет о закупках для нужд монастыря. Естественно, ни одного мясного товара нет во всем перечне этих приобретений. Зато помимо еды перечислено немало хозяйственных предметов - сельхозинвентаря, писчей бумаги, ведер, плугов и т.п. В этом контексте «телячевина» вероятно - кожа теленка. Собственно, в том же словаре приводится слово «телятина» в значении «телячья кожа». А в упомянутом архиве Краснохолмского монастыря за 1626 год можем встретить все объясняющую фразу: «Взял игумен Иона из казны шубу новую боранью, а в нее пошло 14 овчин, да в опушку половчины, да полтретьи телятинки».
«Того же месяца в 22 день куплена в Лукинском у Стефана кожа бычья, да телятину на подряд, да два лоскута - дано 16 алтые», - сообщает приходно-расходная книга Ферапонтова монастыря за 1627 год.
Как так? Телятину есть запрещено, а кожу из них использовать можно? Возможно, эта загадка имеет простое решение. В дело тогда шла кожа перешедших на растительный корм телят возрастом от 6-ти месяцев до одного года. Пищевому запрету это вроде бы не противоречило. А сама кожа теленка в этом возрасте все еще достаточно мягкая и эластичная.
***
Не забывайте, что больше новостей и мнений о жизни в России, войне и кризисе можно найти в нашем
телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!