Открываем второй фронт

May 08, 2014 13:24

Сегодня мало, кто помнит, что у слов «второй фронт» во время войны было и другое значение. Нет, не высадка союзников в Нормандии послужила этому. Простая солдатская тушенка стала для миллионов советских людей не менее желанным и нужным предметом.




«Ленд-лиз» - это слово будет на слуху у наших соотечественников уже с 1942 года. Суть ленд-лиза была, в общем-то, довольно проста. Согласно закону о нем, США могли поставлять технику, боеприпасы, оборудование и проч. странам, оборона которых была жизненно важной для самих Штатов. Все поставки проходили бесплатно. Вся техника, оборудование и материалы, истраченные, израсходованные или уничтоженные во время войны, оплате не подлежали. Имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, должно было быть оплачено. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

В СССР из США поступило 664,6 тыс. тонн мясных консервов. По отношению к советскому производству мяса поставки тушенки по ленд-лизу составили 17,9%, фактически же их доля была еще выше, если исключить субпродукты и учесть, что консервированное мясо эквивалентно значительно большему по весу количеству сырого мяса.



Американская тушенка, получившая в советской армии название «второй фронт», стала таким же символом нашего военного быта, как и письма-треугольники, котелок с кашей или махорка. При этом нельзя сказать, что это был новый для нас продукт. Совсем нет. Массовое использование тушенки для армии началось  в России в 1870-х годах, когда по заказу Военно-медицинской академии француз Ф.Азибер наладил в российской столице производство мясных консервов. Эксперименты по их использованию производились на заключенных, а затем на добровольцах студентах. Однако по результатам испытаний основной заказ для армии был передан русскому обществу «Народное продовольствие», которое выпустило около 7,5 млн банок. Во время русско-турецкой воны 1877 года, когда эти консервы начали использоваться, оказалось что 73% мяса было испорчено. И лишь «азиберовские» консервы показали себя с лучшей стороны (не более 5% брака). В ходе дальнейших испытаний наиболее приемлемой сочли тушеную говядину. Она при пастеризации почти не теряла вкуса и оказалась наиболее предпочтительной для солдат. Так мясные армейские консервы превратились в "тушенку". Название это появилось в конце XIX века. С тех пор именно по этому способу (консервация вареного мяса с последующей высокотемпературной обработкой банок) в России и производится говяжья тушенка.



Вот они настоящие банки из-под американской тушенки.
Это фото я  недавно сделал в питерском "Музее русской водки", организованном Леонидом Гарбаром

А уж перед  Первой Мировой тушенки было заготовлено столько, что хватило до конца Гражданской  - и «белые», и «красные» были хорошо знакомы с ней. К концу 20-х производство этого продукта было снова налажено. Но после коллективизации, и связанного с ней значительного сокращения мясного производства, в СССР начали делать т.н.    мясорастительные консервы - мясо с фасолью. В 1931-1933 годах производство тушенки упало катастрофически. По сравнению с 11,9 млн банок (планом на  1931 год) в 1932 году было выпущено лишь  2,5 млн, что не покрывало даже трети потребностей Красной армии.

При этом следует отметить, что, несмотря на эти обстоятельства, контроль качества был жестким. В армейской тушенке использовалась только говядина, выдержанная 48 часов после убоя. И именно поэтому военная тушенка всегда ценилась у  нас выше "гражданской". Тушеное мясо в консервах должно быть без хрящей, сухожилий, грубой соединительной ткани, крупных кровеносных сосудов, лимфатических и нервных узлов и различных посторонних включений (“гостовская” тушенка должна включать в себя только мясо, жир, лук и специи). Массовая доля мяса в тушенке должна быть не менее 54%, а количество жира не должно превышать 17%.

Но даже накопленные к войне запасы не были использованы. Основные продовольственные склады были перебазированы в западные районы СССР, где и были захвачены немцами в первые недели войны. Оставшиеся запасы «доели» к 1943 году, после которого на солдатских столах и в котелках - исключительно американская тушенка. А также «ленд-лизовский» гороховый концентрат для супа, сало (лярд) и т.п.



«Svinaia tushonka»
Фотография сделана на фабрике Крогера (Cincinnati, Ohio). Подготовка к отправке в СССР по ленд-лизу. В каждой банке - один фунт свинины, сало, лук, специи - перец, лавровый лист  (Источник - Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.).

Американская пищевая промышленность быстро освоила производство консервированной в сале и желе свинины по русскому рецепту, а само слово "тушёнка" порой писалось латинскими буквами. В общем объеме ввезенных по последним Протоколам ленд-лиза грузов продовольственные поставки заняли свыше 25% тоннажа. По калорийности этого продовольствия из расчета норм военного времени должно было хватить на содержание 10-миллионной армии в течение более чем трех лет.  Впрочем, поступало оно  очень неравномерно: значительно меньше обещанного в начале войны и с превышением оговоренного, чтобы погасить предыдущие недопоставки, в ее конце. Поэтому, например, американская тушенка оказывалась на столах наших соотечественников и спустя несколько лет после окончания войны. Кстати, именно тогда мясные консервы получили массовое признание у рядовых советских граждан. В советское время по разным данным тушенка продавалась в количестве 600 млн. банок в год, хотя при этом нередко она поступала в магазины после нескольких лет пребывания в госрезерве - накануне истечения срока годности.

Картошка и  макароны с тушенкой после войны полноправно вошли в советскую кухню, как любимое и быстро приготовляемое блюдо. Но были и порядком забытые на сегодня щи с тушенкой, запеканка с картошкой и тушенкой,  да и просто тушенка, намазанная на черный хлеб. Думаем, что поколение 70-х годов еще очень хорошо помнит этот продукт и блюда из него.

Тушенка, Война, История советской кухни

Previous post Next post
Up