Жив ли российский туризм?

Jan 10, 2023 13:00


Вопрос этот, как вы понимаете, сегодня неоднозначный. Очевидным является пока только то, что иностранный, въездной туризм за последний год практически умер. Падение количества приезжающих к нам зарубежных туристов на 90% ничего другого и не означает. Но, как на этом фоне чувствует себя туризм внутренний?





Состоявшийся в конце года съезд Российского союза туриндустрии (РСТ) дал серьезные основания надеяться на развитие отрасли. Нам с Ольгой Сюткиной, как членам комитета по гастротуризму РСТ, было важно понять, насколько разрабатываемые нами с коллегами планы адекватны реальной ситуации в отрасли и стране.

Честно говоря, у меня давно уже зрела мысль о том, что мы достаточно быстро идем к советскому формату туризма. Все эти автобусные туры одного дня, комплексные обеды, поезда дружбы и т.п. Конечно, доля индивидуального, дорогого туризма останется, но именно, как малая доля. Увеличится же туризм корпоративный. Ну, опять же как в СССР, где путевки распространяли ведомства, заводы и профсоюзы. Не то, чтобы реальные цифры меня переубедили, но новые акценты внесли.



Приведенные ниже цифры - это оценка МТС на основе BigData своих абонентов за 11 месяцев 2022 года с поправкой на долю рынка оператора.

Итак, 86 % российских туристов путешествовали внутри России, только 2 % ездили за рубеж, а 12 % совмещали и те, и другие поездки.

Интересно сравнить это с цифрами, показывающими их ожидания и реальность. Так, 72% путешествовали только по России, как и планировали. 22% вынуждены были ездить по России вместо своих заграничных планов. А 6 % удалось совместить оба варианта поездок.

Сколько денег они тратят? - Здесь все предсказуемо с учетом падения уровня жизни населения. 78% российских туристов тратят до 50 тыс руб на поездку. А 44 % вообще умудряются уложиться в 20 тыс руб. (проценты не складываются, просто одна группа - внутри другой). Любопытно, что 47% при этом старались еще и экономить.

Эти расходы приходились в основном на короткие поездки (1-3 дня) - у 43 % туристов. Еще 17% туристов отправлялись в более длительные путешествия (3-7 дней). Оставшиеся - либо совмещали и то, и другое, либо ездили только за рубеж.



Дальше еще любопытнее: на что тратят эти деньги? В принципе стандартная схема расходов в мировом туризме предусматривает 1/3 расходов на питание (рестораны, фаст-фуд, гастросувениры и т.п). Российская действительность немного иная. Питание в ней - явно не приоритет. В структуре расходов наших туристов оно занимает лишь 16%. Возможно, это объясняется высокой средней стоимостью ночи в отеле, которая составила 4300 руб (+ 10% к 2021 году).

Куда ездят наши туристы? Несомненный регион-лидер - Москва и область (9,5%). За ней следуют еще два опережающих региона - Санкт-Петербург (3,5%) и Краснодарский край (3,4%). Дальше - плотная группа, колеблющаяся от 2,2% до 1,1%, - Башкортостан, Татарстан, Новосибирск, Свердловск, Ростов-на-Дону, Челябинск, Красноярск. Тут уже, как видите, полностью советская матрица - Москва, Ленинград, Сочи.



Что касается гастрономического туризма, то перспективы его неплохие. Как отметил избранный на съезде председателем соответствующего комитета РСТ Леонид Гелибтерман, гастротуризм развивается в нашей стране не просто активно, а практически повсеместно - от Калининграда до Сахалина и Камчатки. «Я бы отнёс гастрономический туризм в России к числу самых динамично развивающихся видов туризма, - подчеркнул он. - В настоящее время комитет по гастрономическому туризму завершил работу над Концепцией развития гастрономического туризма в РФ. Одним из проектов, который стал инновационным в развитии гастротуризма в регионах РФ, стал проект «Гастрокэмп», уже реализованный в Калужской области и Камчатском крае».



С Леонидом Гелибтерманом в кулуарах съезда

В общем, бизнес так или иначе находит решения, несмотря на текущую ситуацию в стране. Хотя в конечно итоге все будет зависеть попросту от уровня жизни населения. Это, если не углубляться в более общие вопросы будущего страны. Но они уже совсем отдельный разговор.

Гастротуризм

Previous post Next post
Up