Хоть Москва и не в тропиках расположена, но сидеть летом в ресторане без кондиционера - удовольствие на любителя. Как же москвичи наслаждались в жару ресторанными обедами, скажем, в начале XX века. Оказывается, было на этот случай свое решение. Сад!
«Вряд ли какое право рестораторов и трактирщиков заслуживает наиболее сочувственного отношения, чем право открывать сады, - пишет в 1911 году издававшаяся в Москве газета «Ресторатор». - Если можно что-либо возразить против допущения в ресторанах бильярдов, увеселений и т.п. если такие возражения можно обосновать соображениями общей пользы, то ничего этого сказать нельзя, когда идет речь о садах.
От воспрещения сада, прежде всего, страдает публика. В самом деле, если ресторан настолько плох, что не заслуживает разрешения иметь сад, то такой ресторан надо совсем закрыть; с другой стороны раз посетитель может пить чай в четырех стенах, то почему он лишен права пить тот же чай в саду?
Ведь сад нужен для того, чтобы спастись от жары и духоты, которая летом присуща всякому помещению. Отворяемые окна в заведениях трактирного промысла способствуют уменьшению этой духоты, и ведь никому в голову не придет воспрепятствовать рестораторам открывать летом окна в своих заведениях. Но зачем применять паллиативы в виде открытия окон, когда можно радикально достичь желаемой цели и просто выйти на открытый воздух?
Однако, эти соображения не всегда принимаются во внимание при разрешении тому или иному трактирщику сада. В 1908 году, когда получались отказы на разрешение сада, например, в Сокольниках, в местности, представляющей из себя сплошной сад, тогда Московское трактирное общество возбудило перед градоначальником ходатайство о рассмотрении вопроса о садах с принципиальной стороны. И градоначальник внял голосу трактиропромышленников, и получение разрешения на сады некоторое время действительно было облегчено...
На сад нельзя смотреть как на какую-нибудь привилегию, это относится к вопросу вообще о помещении, а принцип закона тот, - чем больше, чем лучше помещение, тем трактирное заведение должно считаться лучше».