Давать прогнозы в кухне - последнее дело. Тут даже на год вперед все эксперты ошибаются: сюрпризы ресторанных звезд Мишлена в Москве недавно показали это. Но предки не унывали. И доказывали, что чай, к примеру, во Франции непременно запретят. А наши верили.
«О действии на здоровье и влиянии на нравственность кофе, чая и шоколада». Сочинение француза А.Сен-Аромана было заботливо переведено и выпущено в Санкт-Петербурге в 1845 году. Не знаю, может быть, тогда это казалось убедительным для российской публики:
«О действии чая надо судить по впечатлению, производимому им на организм. Это впечатление всегда бывает относительно к чувствительности. Посему чай в одних производит сильные движения, замешательство в отправлениях организма, а на других не оказывает никакого чувствительного впечатления. Основываясь на этом положении, нам не трудно будет доказать, что частое употребление чаю, благодетельное для англичан, было бы вредно для французов. Это основывается на темпераментах обеих наций.
Англичане, живя под туманным небом, во влажной атмосфере и холодном климате, естественно, должен употреблять большое количество мясного кушанья. Посему для сварения желудка ему необходимо возбуждающее средство. Француз, напротив, живет в климате умеренном, более теплом, нежели холодном. Он воздержен по природе, любимая его пища - плоды. Пищеварение производится в нем без затруднения, особенно ускоряется употреблением вина.
Англичанин по природе лимфатик. Обременив желудок бифштексом и плюм-пудингом, он часа два почти уничтожен тяжелою переработкой. Один чай может извлечь его из этого летаргического состояния. Он даст ему веселость, силу и охоту к движению. Француз, будучи нервного темперамента, часто испытывает одни только гибельные действия чаю, почти всегда вредного для него. Особенно, французские дамы должны остерегаться его, потому что им он причиняет сильные спазмы. Между тем, как лондонским леди он помогает только против лености.
Мы думаем, что чай никогда не получит во Франции прав гражданства. Климат и произведения природы никогда этого не допустят. И так чай вреден для французов, и должен быть запрещен, как напиток, противный национальному духу».
Понятно, что российские читатели в середине XIX века скорее отождествляли себя с англичанами, неспешно наслаждающимися чаем, чем с суетными французами. Что бы они сказали, узнав, что через полтора века любовь к чаю в России уступит привязанности к кофе. Между тем, в 2019 году потребление кофе у нас достигло 180 тыс. тонн и впервые превысило потребление чая. Медленно, но верно отечественная чайная традиция уходит в прошлое. Или это только причуды сиюминутного вкуса?