Кто съел русскую соль?

Feb 14, 2020 12:00


Соль в старой России - больше чем соль. Это предмет вожделения, спекуляций, порой вопрос жизни и смерти. И, конечно, в ней сполна отразился наш национальный характер.





Что я имею в виду? Вот давайте порассуждаем. Где добывают соль в ту эпоху? По берегам рек, где встречаются засоленные участки. И на морском побережье. И тот, и другой способ вроде бы не были какой-то редкостью на Руси, скажем, в XV веке. Но отчего же соль тогда - один из самых востребованных и дорогих товаров. Ведь ее вроде просто завались!

И только в конце XV - начале XVI века, когда Россия выходит в верховья Камы и обнаруживает там огромные залежи этой соли, товар этот теряет былую сакральность...



Так вот причин проблем с солью было несколько.

Во-первых, наша традиционная старательность. Соль завозилась в Московское государство из-за рубежа, и добывалась самостоятельно. Тогдашнее импортозамещение ничем не отличалось от сегодняшнего. Впарить откровенную низкосортную халтуру на копейку дешевле качественного импорта - это была национальная идея и 500 лет назад. А что? Люди берут…

Вот посмотрите на прекрасные сцены, описанные в Александром Константиновичем Шеллером (под псевдонимом А.Михайлов) в книге «Очерки природы и быта Беломорского края России» (СПб., 1868):

«Я заглянул в одну из солеварен. Во всем и в устройстве ея, и в способе выварки соли, господствует еще первобытная простота. Под дощатым навесом вроде сарая, в котором обжигают кирпич, вырывают в земле яму, обносят ее кирпичною стенкою, устанавливают на ней черен (котел с плоским дном), и солеварня готова.



Из колодца, стоящего поблизости, накачивается вода, которая, стекая по деревянному желобу, наполняет черен. Остается накидать в яму дров, зажечь их, и соль начинает вариться. Рассол вливается по мере выпаривания, до тех пор, пока на дне черена не образуется осадок известной толщины. Вываренную таким образом соль складывают на время тут же в углу сарая, в особых закромах, оставляя ее неприкрытую.



Можно представить себе, как чиста соль, выпариваемая не в закрытых черенах. Дым, копоть и даже пепел наполняют собой внутренность сарая, а потому неудивительно, если соль и принимает серо-грязноватый цвет. А при более рациональном способе выварки, и ненокская соль была бы такою же белою и чистою, какую мы получает ее из-за границы»

Другая причина - технологическая дикость, требующая огромного расхода дров. Надо ли говорить, что в Европейской части страны с ними была проблема. Так на Соловках все леса были вырублены под корень именно в целях солеварения. Кроме того, в густо-населенных районах России для дров было более важное применение. Нет-нет, это не отопление зимой. А получение спирта. Именно «выгонка» вина требовала истребления огромного количества лесов. Какая уж тут соль! Нерациональность добычи делали ее чрезвычайно дорогой.



Снова читаем Шеллера:

«Страшное количество дров потребляется на ненокских солеварнях. При лучшем устройстве печей, их потреблялось бы вдвое менее. На некоторых солеварнях огонь пробивается сквозь кирпичные стенки: и не находят нужным даже замазывать. Оттого нестерпимый жар внутри сарая, а главное, совершенно напрасная трата топлива. Целые горы золы и пепла лежат вокруг солеварен, местами засыпаны ими глубокие овраги».

Удивительно ли, что при таком «эффективном» способе добычи даже в XIX веке, скажем, на Кольском полуострове соль - еще весьма недешевый товар. Именно из этого обстоятельства и вырастает привычка местных жителей  - поморов и лопарей (так называли тогда саамов) готовить так называемую «квашеную рыбу» (аналог норвежского сюрстремминга):



Вот тут-то более дешевая и качественная соледобыча на северном Урале, в верховьях Камы и сыграла свою роль, насытив российский рынок этим товаром. И одновременно произвела на свет первых русских олигархов - династию Строгановых.

Соль

Previous post Next post
Up