Массовое помешательство по поводу воды из святых источников - примета времени в России. И пьют ее, и умываются, и компот делают. Конечно, легче всего списать это на деградирующее образование и церковную пропаганду, льющуюся из каждого утюга. Но не все так просто.
Здесь несколько аспектов. С одной стороны, общество с отсутствующей идеей развития и морально-этическим принципами всегда уделяет огромное внимание всякой бытовой магии. Расцветшие в России пышным цветом всякие бабушки-колдуньи, снятие сглаза, святые старцы, пояса богородиц, и ребра страстотерпцев - это все из одной серии. Глубокого кризиса социума.
Но есть и друга сторона. Дело в том, что интерес к архаике - это не специфически российское изобретение. Он отмечается и во вполне благополучных странах. В близкой нам пищевой области яркий пример этого - движение к еде предков, ремесленное производство того же хлеба. Натан Мирвольд, один из бывших руководителей Microsoft и автор монументальной книги «Модернистский хлеб» (я как-то
писал о ней), тоже озадачен «идеалом примитивизма». Именно этот дух, по его мнению, заставил американских пекарей идеализировать духовые печи («абсурдный фетиш») и отбросить радикальные открытия, такие как хлеб, не требующий длительного вымешивания.
- Это приводит к еще большей примитивизации», - говорит он. - Скажем, нынешнее предпочтение закваски перед дрожжами, использование дров для печей вместо газа, домашний размол муки. Мой риторический вопрос: «Что дальше, каменные инструменты?»
Другое дело, что причины происходящего отличны от наших, отечественных. Там это больше объясняется не неизбывной высочайшей духовностью, а более очевидными вещами - заботой о собственном здоровье. Естественно, такой, как ее понимают адепты нового течения.
Последняя мода - сырая вода. Как-то в январе 2018 года в комедийной программе американского телевидения прозвучал провокационный вопрос: "Здесь есть кто-нибудь, кто пьет воду, но хотел бы платить за нее больше?" - "А теперь - хорошая новость, - продолжал ведущий. - Очередное модное поветрие в Кремниевой долине - сырая вода… Вода, которая нефильтрована, необработана и непродезинфицирована. Вот это да!"
Новое поветрие оказалось настолько популярным, что даже New York Times
высмеивала это помешательство обитателей инновационного технологического кластера - необработанная ключевая вода. Возникли целые компании, развивающие этот бизнес. Так бутылки
Live Water продают по $36,99. «Настоящая вода» - вот их слоган.
Судя по интернет-сайту Findaspring.com ("Найди источник"), "сырая вода" уже превратилась в глобальное движение людей, находящихся в поиске собственных природных водных ресурсов. Жаждущие пользователи Findaspring.com составляют перечень и указывают на карте мира местонахождение тысяч источников, ключей и колодцев, из которых, по их мнению, можно напиться.
И хотя в дисклеймере сайта (письменном отказе от ответственности) людей призывают проверять воду, прежде чем ее пить, в разъясняющем видео Why Spring Water ("Почему именно ключевая вода") создатель сайта Дэниэл Виталис выступает со смелыми утверждениями, например: "мы как животные биологически приспособлены к потреблению сырой воды" или "мы не более приспособлены к потреблению рафинированной H2O, чем к потреблению рафинированных углеводов".
Впрочем, минусы находятся легко. Даже в комментариях, прямо под видео Виталиса, кто-то написал: "Помните, некоторые источники могут быть заражены - например, кишечной палочкой E-Coli. Мы на протяжении многих лет пользовались ключевой водой из источника рядом с Миллерсбергом, штат Огайо, а потом местные жители построили на холме скотный двор… Трое из нас вскоре заболели".
"В моих глазах - это шаг назад, -
говорит Вэл Кертис, профессор гигиены и руководитель группы санитарного состояния окружающей среды в Лондонской школе гигиены и тропической медицины. - Общество прошло такой долгий и непростой путь, чтобы решить проблему загрязненности питьевой воды, очищая ее, доводя до безопасной кондиции. Мы даже улучшили ее состав, добавляя хлор и фтор, чтобы убить бактерии и помочь вашим зубам… Это всё обсуждено и решено много-много лет назад. Мы, что, действительно хотим вернуться в каменный век?"
Кстати, что-то подобное я вспоминаю и из советского прошлого. В Москве, скажем, в конце 70-х - начале 80-х тоже была мода брать воду из естественных источников, родников. Помню, в Царицыно и Орехово-Борисово, где мы жили тогда, выстраивались целые очереди с бидонами и ведрами у бьющего из земли ручейка. В них стояли инженеры, врачи, учителя, жены военных - образованная в целом публика. Радовало хотя бы то, что воду эту потом кипятили перед употреблением. В отличие от сегодняшнего дня, когда боятся, что святость воды после кипячения исчезнет. Да и что за святая вода, которую нужно кипятить?
Так что стремление к архаике - это дело весьма непростое. И не только безграмотностью и невежеством объясняющееся. Другое дело, что и наше отношение к нему должно быть четким. Пока вы не затрагиваете наших интересов - делайте, ешьте, пейте, что хотите. Но есть и ограничения этому. Тут ведь как с антипрививочниками. Если ты пьешь грязную воду, то превращаешься в фактор риска для окружающих. Простой пример: человек выпил воды, заразился кишечной палочкой E-Сoli, воспользовался общественным туалетом или прикасался к продуктам в столовой на работе - и палочка начала передаваться другим людям. Так что, если вы пьете сырую воду, вам придется отдавать себе отчет в том, что вы несете ответственность за возможное заражение других.
Впрочем, как вы понимаете, по-настоящему увлеченных новой модой людей это не остановит.