"Не все любят Новый год"

Dec 30, 2017 12:03

«Вот, мандаринам он, похоже, не нравится», - заявила как-то наша известная артистка Фаина Раневская. И была права: для мандаринов эта праздничная неделя, действительно, самая напряженная.




Привычка припасать эти золотистые плоды для новогодних подарков давняя. И если с советской историей мандаринов все более или менее понятно, то дореволюционная не так ясна. Еще в начале XIX века торговцы на Невском проспекте в Санкт-Петербурге радовали публику посреди зимы заграничными апельсинами. По легенде, именно этот бизнес стал началом коммерческой карьеры Петра Елисеева - основателя известнейшей русской торговой династии.

И все-таки заморские фрукты были дороговаты для того, чтобы войти в народную традицию. Но ситуация постепенно менялась. И в 1810 году произошло судьбоносное для мандаринов в России событие -  вышел Манифест Александра I о присоединении Абхазского княжества к Российской империи. В те времена эти цитрусовые там еще не росли. Но климат и старание местных жителей располагали к тому, что Абхазия вскоре превратится во всероссийский субтропический сад.



Не сразу, конечно, плоды абхазской земли завоевали вкусы россиян. Но уже во второй половине XIX века туда завозят мандарины. По всей видимости, из Европы, где эта культура стала культивироваться с начала XIX столетия. Впрочем, в столицы Российской империи мандарины из Европы поступают уже в 1880-х годах и становятся известными и любимыми детьми в обеспеченных семьях.

Кстати, и новогодняя елка по случайному стечению обстоятельств тоже входит в наш быт примерно в середине века. Вскоре ее начали украшать завернутыми в фольгу орехами, конфетами и мандаринами. Вот, что пишет об этом классик нашей кулинарии Герасим Степанов в 1851 году:



К началу же XX века мандарины - вполне обычный поварской продукт. Так, Пелагея Александрова-Игнатьева не раз упоминает их в своей книге «Практические основы кулинарного искусства» (издавалась чуть ли не ежегодно с 1899 до 1917 года). Там у нее и мандариновая цедра, и мандариновый ликер для крюшона, и сок из этого плода для пунша-гляссе.



.


.


Запах шоколада и мандаринов навсегда стал ароматом Рождества и Нового года. Именно об этих временах с тоской и ностальгией вспоминал в 1934 году в Париже Александр Вертинский.

image Click to view



Рождество в стране моей родной,
Добрый дед с пушистой бородой,
Пахнет мандаринами и елкой
С пушками, с хлопушками в кошелке.

Детский праздник, а когда-то мой.
Кто-то близкий, теплый и родной
Тихо гладит ласковой рукой.

...Время унесло тебя с собой,
Рождество страны моей родной.

Мандарины, Новый год, Рождество

Previous post Next post
Up