Заколоченная дверь в прошлое

Mar 17, 2017 12:00

Разговоры о великом прошлом России, ее ученых и первооткрывателях - это для телевизора. А в жизни, увы, заколоченная дверь и разруха - вот они настоящие символы этой сегодняшней заботы.




Жизнь порой дает возможность вернуться к старым сюжетам. Вот и недавно попросил дочку, собравшуюся в Питер, сделать мне там несколько фото для будущей книги. Да-да, это из серии «привези мне цветочек аленький» - у всех свои причуды.

А поехать я ее заставил на Петровский проспект. Именно там располагается чудом сохранившееся с середины XIX века до сего дня здание фабрики братьев Ждановых. Давайте вспомним мой давний рассказ о них в этом журнале:



Клюква - ягода, издавна известная не только в качестве вкусной добавки к пирогам или морсам, но и в силу своих лекарственных свойств. Вот только в массовой врачебной практике она, пожалуй, начала применяться у нас лишь во время Крымской кампании 1853-56 гг.

Именно тогда в силу неспособности военного снабжения войск особое место в российском обществе приобрела благотворительность. Люди посылали в осажденный Севастополь бинты и одежду, чай и ту самую клюкву. Как писал очевидец, «больные и раненые находят особое удовольствие в раздаваемых им чайных порциях».



Кто же эти «технологи» Ждановы? Жаль, но имена двух братьев - Ивана и Николая - остались в истории не благодаря этому «вкусному» изобретению, а из-за другого их открытия.

До сих пор на Петровском острове в Санкт-Петербурге сохранилось старое здание фабрики минеральных красок братьев. Инженер-технологи Ждановы владели обширным участком вдоль дороги в Петровский парк - так в середине XIX века назывался Петровский проспект.



Фабрика братьев Ждановых (Петровский пр-т, д.1А)

Всероссийская известность ученым пришла после того, как здесь была изобретена уникальная жидкость, вошедшая в историю медицины. Даже Ф.Достоевский упоминает ее. Помните, когда князь Мышкин встречает на улице Рогожина, который просит его проследовать за ним. Он приводит князя в дом, где в алькове на кровати под белой простыней, обставленная склянками со ждановской жидкостью, чтобы не чувствовался запах тления, лежит мёртвая Настасья Филипповна.

Да, это был особый дезинфицирующий состав, который даже в малом количестве уничтожал дурной запах в воздухе. Особое применение он, естественно, нашел в госпиталях и военной медицине.

Выдающийся военно-полевой хирург Н. И. Пирогов писал в «Севастопольских воспоминаниях и письмах» об оказании помощи тяжело раненым в ходе Крымской кампании в 1854 - 1855 годах: «...Через час, через два изуродованный защитник Севастополя отдавал Богу душу... Только при наступлении весеннего времени, когда можно было отворять окна и когда привезена была из Петербурга ждановская жидкость, воздух сделался сноснее и стали являться случаи если не выздоровления, то, по крайней мере, возможности произвесть операцию...».



Николай Пирогов за операцией
(Картина из музея-усадьбы Пирогова в Виннице)

Новую популярность это название приобрело уже при СССР. Впрочем, случилось это уже благодаря однофамильцу талантливых братьев - секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову. В 1946 году, когда он организовал «погром» Ахматовой и Зощенко, многим старым ленинградцам пришла на ум эта невеселая шутка. Насчет того, что теперь культуру будут кропить «ждановской жидкостью». Которая в виде «идеологического нектара» должна забить трупный запах от социалистического реализма.



Товарищ Жданов, тоже «технолог».
Но социалистического реализма

Впрочем, думаю, если бы братьям Ждановым чуть-чуть повезло, вспоминали бы их благодаря клюквенному экстракту. Поскольку именно развесистая клюква на многие годы стала символом литературы развитого социализма. А ждановская жидкость - это так, лишь ее краткий эпизод.

*   *   *

Братья Ждановы не забыты сегодня лишь в питерской топонимике. Как напомнил мне в свое время уважаемый Михаил chereisky, их имя носят не только Ждановская набережная и Ждановская улица, но и целая река Ждановка. Такой чести - реки своего имени! - мало кто удостоился из русских инженеров-технологов.



Впрочем, путаница с разными Ждановыми в Питере до сих пор. Я и сам с удивлением убедился, что Ждановская улица там, оказывается, существовала еще в XIX веке. Думаю, мое удивление могло бы разделить подавляющее большинство сегодняшних жителей города. Поскольку никакого другого Жданова, кроме советского, они вряд ли и помнят.



Фабрика братьев Ждановых, как видите, находится в запустении. Окруженная новыми домами, она выглядит островком той прошлой жизни. Почти забытой, да и не очень востребованной сегодня славы былой российской науки. И то сказать, вот был бы там монастырь или часовня…

Previous post Next post
Up