"За грош купили угол рая"

Jan 05, 2017 12:00

Подмосковные усадьбы - настоящий кладезь сведений для историка кухни. Я уже не раз писал об открытиях в этих уголках, сохранивших быт наших предков. Мураново, Мелихово, Марфино, Большие Вяземы и Захарово - во многих из них бережно сохраняют дух старого мира. А сегодня новый рассказ - про усадьбу Шахматово и кухню ее обитателей.



Координатор проекта «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова не зря привезла нас сюда. Кулинарное достояние прежних владельцев поместья имеет хорошие шансы стать туристическим брендом. И привлечь сюда тысячи посетителей.



Но вернемся к истории. Усадьба Шахматово была приобретена дедом Александра Блока - Андреем Николаевичем Бекетовым, ученым-ботаником, профессором Санкт-Петербургского университета осенью 1874 года по совету Дмитрия Ивановича Менделеева.

Андрей Николаевич Бекетов (1825-1902), основоположник русской ботанической школы, ректор Санкт-Петербургского университета с 1876 по 1883 годы, один из основателей Высших женских курсов, секретарь Вольного экономического общества. Он - автор более 80 научных работ и статей, в том числе популярной брошюры «Беседы о земле и тварях, на ней живущих».



Шахматово составляло когда-то часть большой дворянской вотчины, известной с середины XVIII века. Последними его владельцами были помещики Языковы. Это было небольшое (по тем временам) имение в 120 десятин (130 га) земли с хорошим домом, службами, лесом и пахотной землей. Стоило тогда сравнительно недорого - 5 тысяч рублей серебром.  «За грош купили угол рая неподалеку от Москвы», - напишет Блок в своей автобиографической поэме «Возмездие».





Шахматово - творческая родина великого поэта. Здесь Блоком было задумано и написано более 300 произведений. Впервые маленького Сашу сюда привезли младенцем в 6-месячном возрасте в мае 1881 года. И с той поря на протяжении 36 лет из отпущенных судьбой 40 он каждое лето приезжает в Шахматово.

В последний раз Блок был здесь в июле 1916 года. Это был краткий приезд перед отправкой в действующую армию. Шла Первая мировая война. Блока мобилизовали.

Летом 1917 года между двумя революциями, потрясшими Россию, усадьба была оставлена хозяевами на произвол судьбы. Крестьянами был разграблен главный дом, часть вещей вывезли местные власти после национализации имения, бревенчатые постройки были разобраны и растащены.

В июле 1921 года усадьба сгорела дотла. Причина пожара неизвестна. На долгое время эти места были преданы забвению. К 100-летию Александра Блока, которое отмечалось в 1980 году, правительство принимает решение о создании в этих местах заповедной зоны - музея великого русского поэта и о восстановлении усадьбы. В 2001 году двери усадебного дома были открыты для посетителей.



Сам дом невелик по сегодняшним меркам. Но здесь помещалась вся семья и гости. Любимым местом их встреч была голубая гостиная. В Шахматове бывали Менделеевы: сам Дмитрий Иванович, его жена Анна Ивановна, их дети. В гости к Бекетовым приезжали родственники: Михаил Сергеевич Соловьев, младший брат философа Владимира Соловьева, его жена Ольга Михайловна, их сын Сергей - троюродный брат Александра Блока. В разное время здесь были поэт Андрей Белый, писатель Евгений Иванов, искусствовед А.Петровский. В голубой гостиной пела романсы актриса Л.А.Андреева-Дельмас.



Пианино с двумя бронзовыми подсвечниками - из семьи М.С.Шагинян.
На нем во время гастролей играл С.В.Рахманинов

Об убранстве комнаты М.А.Бекетова писала так: «…в голубой гостиной были обои с бледно-голубыми французскими лилиями на густом голубом фоне. Цвет этих обой, а по возможности и узор, мы сохраняли в неприкосновенности при дальнейших ремонтах, а эта комната всегда называлась голубой в отличие от других, где обои меняли свой цвет.



Диван с двумя валиками  - из петербургской квартиры Бекетовых

А вот и столовая этого уютного дома. «В средней комнате с белыми обоями, темноватой от навеса, сделанного над балконом, была столовая: в глубине ее между двумя дверями стоял буфет, посредине простой некрашеный стол… Там и сям по стенам стояли стулья и столики, у одной из стен небольшой диванчик вычурной формы, который мы с сестрами сейчас же окрестили кривлякой. Над столом висела старинная лампа с круглым белым колпаком…»



«Шахматовский день был распределен также, как и в городе: утрений чай, завтрак в час дня, обед в 6 и вечерний чай около 10-ти, ужина не было» (М.А.Бекетова. Шахматово. Семейная хроника). «Во время еды разговор был общий и очень оживленный. Говорили о разном: о домашних делах, о политике, о литературе».



Стеклянный графин с длинным узким горлышком и масленка
принадлежали А.М.Недзвецкой, дочери А.Н.Бекетовой



Кофейный набор из 5 разноцветных чашек и блюдец
от родственников актрисы Л.А.Андреевой-Дельмас



Чаепитие в парке под липами (фото 1909 года)

Кладовая - настоящее открытие для историка быта. «В этой комнате был стол, укрепленный между стенами. На нем ставили самовар и кое-какую посуду. К одной из боковых стен был приделан шкап с полками, доходивший до половины стены. Там помещалась домашняя аптека… На одной из полок лежала поваренная книга знаменитой Елены Молоховец».



Мария Андреевна Бекетова пишет, что по стенам висели полки, где размещались ящики с провизией, «батарея больших и маленьких банок, которые в свое время наполнялись вареньем», на гвоздях висели безмены. Сосуды с прованским маслом для салатов и бутылки с вином хранились в подвале, «куда спускались, подняв за кольцо квадратную доску, приспособленную в полу кладовой».



А вот и сердце каждого дома - кухня. С 1874 по 1883 год она примыкала к дому, затем Бекетовы делают ремонт и кухню переносят на двор в расстояние нескольких шагов от дома.



Из воспоминаний тетушки поэта М.А.Бекетовой: «Кухарка считалась лицом очень важным, так как хорошей еде придавалось большое значение». А.Н.Бекетов, будучи истинным барином, просил, чтобы кушанья каждый день были разные. К завтраку кухарка готовила два блюда, одно мясное, другое - молочное, а в сезон овощей шпинат или фасоль с яйцами и гренками.



«На обед готовила три блюда. К супу пекла пирожки, ватрушки, ушки с грибами, рис запеченный с сыром. Под осень готовила свежие щи или борщ, но бульоны чаще. Когда поспевали овощи, к вареному или жареному мясу готовила целые горы гарнира. Кроме говядины, телятины и баранины, готовила цыплят и домашних уток. Были в ходу тонкие кушанья вроде суфле из рыбы, дичи, всегда с соответствующими соусами».



«Говоря о соусах, отец [А.Н.Бекетов] припоминал одного француза, составителя знаменитой поваренной книги «искусству жарить можно научиться, но для соусов нужно иметь врожденный талант».



«Почетом и уважением, пользовался хлеб. Булки пеклись совсем постные, без молока, а бывали с изюмом и кардамоном. По воскресеньям всегда был пирог или большие пироги кислого теста, блинчатые пироги с подливой из сладкого молочного соуса. Сладкие блюда были разнообразны: легкие в виде кремов, мороженое, пудинги с ягодной подливой, оладьи с медом, трубочки со взбитыми сливками».



Чайник из родового имения Бекетовых - Урлейки (металл, начало XIX века)



Самовар П.А.Журова - первого исследователя Шахматова,
разыскавшего библиотеку Бекетовых-Блока в 1924 году

Вот он, вкус ушедшего прошлого!

Шахматово, Подмосковные усадьбы

Previous post Next post
Up