«Как можно быть министром здравоохранения, если ты ни дня не работал в медицине? Как можно быть министром обороны, если ничего не понимаешь в армии?» - Думаете, это слова сегодняшних оппозиционеров? А вот и нет. Это первое, что произнес в беседе со мной бывший главный кулинар Москвы (в конце 70-х годов) Александр Куприков, когда мы завели речь об опыте и образовании при СССР.
«Что за должность - главный кулинар?»- спросите вы. - Это куратор всей технологии, технологических процессов. В этом смысле ему были подвластны все рестораны, тресты, комбинаты питания Москвы. При этом речь шла не только о контроле технологии, но и разработке новых рецептур, проведении конкурсов, обучение специалистов. И вот еще что важно, - это был профессионал. Не чиновник, а человек, сам отстоявший большую часть своей жизни в белом халате у плиты.
Забавно, но распознать настоящего профессионала можно по самым порой незначительным деталям. Вот, как например, в этом случае:
- Я прошел путь от ученика до этой высокой должности, - рассказывал мне Александр Васильевич. - И меня на чем-нибудь поймать и обмануть было очень сложно. Вот, например, по субботам-воскресеньям (в эти дни можно было «помухлевать» в ресторанах побольше) нас в составе групп народного контроля посылали в заведения общепита. Ходили бригады. Назначали одного специалиста и к нему кого-нибудь в пару. Чтобы взятку не сунули по-тихому. Мне дали в сопровождение работницу из бухгалтерии контрольно-ревизионного управления.
Прихожу в ресторан, беру контрольную закупку. При этом вижу, что в полуфабрикаты вместо мяса первого сорта нарезано мясо третьего. Я отдаю этой женщине тарелку с блюдом: «На, держи обеими руками. Имей в виду, - тебе любыми путями постараются ее подменить».
Сам иду на производство. Прошел в цех. Вижу на тарелках лежат отборные куски первого сорта. Возвращаюсь - и у напарницы моей тоже - первый сорт на тарелке. Спрашиваю ее: «Как? Тебя толкали, внимание отвлекали?» - «Нет, - говорит, - все время стояла, держала в руках тарелку. Так только, рядом кто-то крутился…»
Прихожу в цех и говорю: «Ребята, знаете, с кем имеете дело? Так вот, я не буду наказывать. Я стакан коньяку поставлю тому, кто это сделал - подменил». - Ну, посмеялись, признались. Коньяк я, и правда, поставил.
«Ну, чего ты такую дуру с собой возишь?», - спрашивают.