«Арагви» был символом советского великолепия. Говорят, что Сергей Михалков летом 1943-го случайно встретил там Эль-Регистана, который рассказал ему, что Ворошилов заказал поэтам новый советский гимн, - так Михалков стал его соавтором.
![](http://ic.pics.livejournal.com/p_syutkin/64914398/2403383/2403383_900.jpg)
И вот 10 апреля ресторан открывает двери после 15 лет простоя. «Афиша Daily»
рассказала, как выглядит новая достопримечательность собянинской Москвы.
У дома, где расположен «Арагви», как у кошки, 9 жизней. Считать можно от гостиницы «Дрезден», которая находилась тут с конца XIX века, - в ней останавливался Чехов и прожил последний год жизни Суриков. Можно считать от стоявшей на месте «Дрездена» гостиницы пушкинской поры «Север». А можно вести отсчет еще раньше, с XVII века, - от так называемых палат в Шубине, обнаруженных тут при реконструкции. В 1930-е дом стал частью сталинского здания Главмосстроя, а в 1938 году в его торце заработал ресторан «Арагви».
Сталин в ресторан не ходил, но легенда гласит, что в 1945-м он побывал в коммуналке у жившего в этом доме Сергея Кавтарадзе - шашлыки и вино охрана принесла из «Арагви». В 1960-е здесь заседали Евтушенко и Вознесенский; в «Арагви» предлагал махнуть герой Баталова в фильме «Девять дней одного года». Предпоследняя жизнь ресторана, тянувшаяся с перестроечных времен, когда его облюбовали бандиты всех мастей, закончилась в 2000-м 4 пулями в директора Геннадия Битбунова.
Реконструкция «Арагви» началась в 2004 году и затянулась. Шли годы, поменялся мэр, вслед за модой на кальяны и караоке пришел спрос на бургеры и «все советское». Одной из причин долгостроя стали обнаруженные боярские палаты XVII века. К ним, как пишет историк архитектуры Александр Можаев, отношение у заказчика тоже менялось - от отрицания до вынужденного признания ценности.
Интерьер нового ресторана
Я же вернусь к истории, которую рассказывал в одном из своих давних постов пару лет назад. Мне кажется, она поможет нам перенестись в те времена, когда «Арагви» был еще на пике моды.
В русской сказке богатырь стоял перед огромным камнем на перекрестке дорог и думал. А написано на том камне было: «Налево пойдешь коня потеряешь, направо пойдешь голову потеряешь...». Удивительно, но в ресторанной жизни советской Москвы эта история разыгрывалась не раз.
В советские времена этот выбор несколько упростился. Не знаем, как для других специалистов, но у работников кино таким «камнем раздумий» был памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. Как известно, стоит он в центре города на Тверской улице, которая в те времена называлась в честь великого пролетарского писателя улицей Горького. А напротив монумента в Гнездниковком переулке располагалось здание Госкино СССР - всесильного министерства, решающего, какие фильмы выпускать на большой экран, а какие - положить на полку.
И заслушав вердикт высокой комиссии, очередная съемочная группа во главе с режиссером по привычке шла к улице Горького. Перед ними неизбежно вырастала конная статуя князя, простирающего свою руку над Москвой. Здесь-то и наступал момент выбора. Который к тому времени уже был предопределен. Если решение Госкино было отрицательным, вся группа в печали направлялась налево - в сверкающее зеркальными окнами кафе «Отдых». У кинематографистов было даже для него специальное название - «Долина слез». Считалось, что лучшего места в столице, где можно было бы интеллигентно запить горе коньячком, просто не было.
Счастливчики же, получившие прокатное удостоверение, не раздумывая шли направо. Именно там и располагался ресторан «Арагви» - храм грузинской кухни в Москве. Даже не верящие в бога большевики признавали, что готовят там «божественно». Так что, сказка была права: направо пойдешь голову потеряешь. И потерять ее было от чего.
Открытый еще в 1938 году ресторан «Арагви» стал самым злачным местом столицы. Его расположение было великолепным для ресторана, но удивительным для страны социализма. Прямо перед ним было здание Московского комитета КПСС, чуть сзади - Института марксизма-ленинизма. Впрочем, это отнюдь не мешало партийно-советской элите вкушать отменные плоды грузинской кухни, заменявшей в СССР отсутствовавшую в государстве рабочих и крестьян «высокую кулинарию» haute cuisine. Разумеется, те самые простые люди, о которых безустанно заботилась партия, даже в первомайских снах не могли представить себя проходящими мимо осанистых швейцаров «Арагви». Инженерам, врачам, учителям с их жалкой зарплатой 150 рублей в месяц мода на Грузию была доступна лишь в виде репродукций картин художника Пиросмани.
Н.Пиросмани. Пикник (1910-е годы)
Во второй половине 50-х в «Арагви» командовал шеф-повар Николай Кикнадзе. Говорят, что когда этого кулинарного виртуоза откомандировали на Всемирную выставку Expo 1958 в Брюсселе, к обеду в советский павильон выстраивались очереди из десятков человек. Не случайно по завершении выставки ее оргкомитет удостоил Кикнадзе Гран-при и золотой медали.
Советский павильон на брюссельской EXPO 1958
Одним из его коронных блюд традиционно было сациви. Говорят, что в переводе с грузинского слово «циви» означает «холодный», а сациви - блюдо, которое едят охлажденным. Классический рецепт сациви в Грузии готовили издревле не из курицы, а из индейки. Исторически сложилось так, что первоначально сациви называли только густой жирный соус из грецких орехов, которые подбирали специально для острой приправы. В ход шли лишь ядра отборных орехов, свежих, маслянистых, но без горчинки. На одну тушку индейки весом два-три килограмма брали от восьмисот граммов до килограмма очищенных ядер орехов.
Вообще, главная особенность грузинской кухни - это вовсе не сами блюда, а оригинальные пикантные соусы, пряная зелень и травы, благодаря которым любое мясо или овощи приобретают совершенно особенный вкус и аромат. Так вот, сациви - это как раз один из таких соусов, его можно подавать к любому мясу, птице и даже рыбе, а если под этим соусом вы решите подать курицу или индейку, то получится настоящее грузинское блюдо, которое так и называется «сациви».
Знаменитая советская (еще сталинская) "Кулинария" 1953 года издания давала такую фотографию этого блюда и описывала его простой рецепт:
лук репчатый - 2 шт.
мука - 1 ч. л.
яйца - 2 шт
белый винный уксус - 1,5 ст. л.
курица весом около - 1 кг
масло сливочное - 2 ст. л.
соль, красный молотый перец - по вкусу
пучок кинзы - 1 шт.
хмели-сунели - 1 ч. л.
шафран - 0,5 ч. л.
чеснок - 4 зубчика
очищенные грецкие орехи - 1 стакан
молотый кориандр - 1 ч. л
Отварную домашнюю птицу разрубить на порции по 2 куска (филе и ножку). Отваренную до полуготовности птицу обжарить в духовке. Подать холодной, залив соусом сациви.
Для приготовления соуса мелко рубленный лук и чеснок спассеровать на сливочном масле и жире, снятом с куриного бульона. Добавить муку, развести бульоном, проварить и отставить. Мелко толченные орехи смешать с сушеной и свежей зеленью, молотым красным перцем, яичными желтками, настойкой шафрана и кипяченым винным уксусом со специями. Эту смесь ввести в подготовленный соус и, помешивая, нагреть, не доводя до кипения.