На "Дорогомиловский" - за историей

Sep 06, 2013 14:03

"Дорогомиловский" сегодня - самый известный московский рынок. Но немногие знают, что торговали в этом месте всегда. Издавна этот район у Москвы-реки был центром мелкой торговли.




В XVI-XVII веках Смоленская дорога была очень оживленной. По ней Москва сообщалась с Западной Европой, проезжали в Москву многочисленные посольства, при Иване Грозном войска шли на отвоевывание берегов Балтийского моря, при Алексее Михайловиче - для освобождения русских городов в Литве.



Иноземные торговые караваны везли в Московию ткани, фарфор, предметы роскоши, а увозили меха. Смоленский рынок, располагавшийся рядом с территорией старого Дорогомилова, издревле назывался пушным.

Указ 1704 года запрещал ямщикам заниматься торговлей. Однако в Доимочных книгах Земского приказа встречаются упоминания о лавках во дворах ямщиков Дорогомиловской слободы. Более того, в 1713 году обер-фискал Алексей Нестеров доносил: «Дорогомиловской слободы ямщики, по прозванию обыденки, разбогатели, покинув гоньбу и отбывая с торгу платежей, записались пролазом своим и подлогом в сенные истопники в комнате царевны Наталии Алексеевны и доныне под той опекою имеют торги и лавки немалые».

В 1742 году вокруг Москвы шло возведение Камер-Коллежского вала. Предшественником его был Компанейский вал, за десять лет до того сооруженный «компанейцами» (откупщиками продажи вина), чтобы препятствовать нелегальному ввозу водки в Москву. До 1754 года Камер-Коллежский вал был таможенной границей города. На нем было построено сначала 16, а затем 18 застав, получивших названия близлежащих местностей или дорог, на которых они стояли. Застава, сооруженная на Смоленской дороге, располагалась на территории Дорогомилова и называлась потому Дорогомиловской.

Во время войны 1812 года район был полностью разорен французами.  Из 37 ямщицких дворов было сожжено 18. Дорогомилово сгорело почти полностью, но после окончания войны снова застроилось деревянными домишками. В них проживали мелкие чиновники, приказчики, обедневшие дворяне и ремесленники.



В конце XIX века набиравшее силу «Общество Киевско-Воронежской железной дороги» решило проложить путь к Москве со стороны Брянска. Удобное сообщение между Москвой и Киевом создавало условия для эффективного экономического развития обширных районов России. Совет Министров разрешил создаваемому «Обществу Московско-Киевско-Воронежской железной дороги» с лета 1895 года приступить к строительству магистрали. А огромный по тем временам вокзал послужил развитию района.
В 1897-1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание этой  конторы сохранилось до наших дней).




Лишь с появлением  станции метро "Киевская"  в 1937 г. и возведением первых деревянных торговых мест рынок окончательно зафиксировался на сегодняшнем месте. Первые упоминания о Дорогомиловском   рынке, как отдельном торговом месте  встречаются в 1938 году. Тогда это были обыкновенные сколоченные из дерева торговые ряды рядом с Киевским вокзалом (недалеко от  Дорогомиловской  заставы), куда привозили овощи, фрукты и цветы из близлежащих колхозов и хозяйств.







В 1981 году было построено первое капитальное здание рынка. Но экономическая разруха конца 80-х превратила это место в настоящую барахолку. Вот кадр конца 80-х - начала 90-х годов. Помните такое?


А, начиная с 1999 года, «Дорогомиловский» зажил новой жизнью - началась реконструкция, все постепенно становилось удобнее и красивее. На снимках - в разгаре строительных работ.


И вот, наконец, к 2000-м годам рынок приобрел свои сегодняшние черты.



И стал местом, где можно купить, наверное, любой продукт: овощи, рыбу, мясо, специи. Неслучайно, большинство ресторанов ежедневно закупает там продукты для своей кухни. А сам "Дорогомиловский"  по праву считается главным столичным рынком.






Дорогомиловский рынок, Русская кухня

Previous post Next post
Up