Саамский футбол и кулинарная загадка

Oct 17, 2015 15:06

Ловозеро - небольшой саамский поселок в центре Кольского полуострова. От Мурманска до него километров двести. Впрочем, дорога хорошая, и за наблюдением местных красот из окна машины время пролетает быстро.




Это была последняя точка на нашем туристическом маршруте. В ближайшие дни я буду еще не раз рассказывать про то, что ей предшествовало - Кандалакшу, Умбу, Кировск и другие городки и поселки кольского Заполярья. Прошу простить, что не отвечал на комментарии к предыдущим постам. Места эти богаты разным - зверем, рыбой, дичью. Но вот хорошего доступа в интернет в этом списке нет.



После двух часов поездки за поворотом открывается Ловозеро,
райцентр с населением около 3 тысяч человек

Так вот, Ловозеро. Это традиционный саамский поселок. Не надо, конечно, представлять его как стойбище с чумами и кострами. Сегодня он - типичный райцентр с несколькими многоэтажными домами, магазинами, администрацией, и даже собственным зданием суда. Советский колхоз, работавший здесь, оставил богатое наследие. После перестройки пришли шведские инвесторы и помогли построить убойный цех и перерабатывающее предприятие для оленьего мяса. Сегодня, кстати, оно снабжает качественной замороженный олениной в вакуумной упаковке весь полуостров, магазины и рестораны.







Сохранение традиций саамов - весьма чувствительный для населения вопрос. Ведь, самих-то представителей этого народа осталось в России всего чуть более полутора тысяч человек. Причем семьи по большей части смешанные. Есть даже саамско-узбекская чета. Как тут сохранять язык, давние привычки? - Вопрос.
В общем, если поколение 40-50-летних еще говорит по-саамски, помнит жизнь в чуме в тундре с родителями, то молодежь уже смотрит в город. Типична ситуация, когда родители живут или здесь, или в самостоятельных общинах в тундре, а дети лишь приезжают к ним на каникулы и в отпуска.



Первый сетевой магазин в поселке. Кстати, я удивился,
что "сетевики" здесь проникают даже в самые маленькие райцентры,
где живет всего несколько тысяч человек





Главная улица. Естественно - Советская. Есть и памятник Ленину, с которым связана смешная история. При социализме его установили так, что рукой он указывал на местное кладбище. Пришлось разворачивать

Понятно, что сохранение традиций бессмысленно без традиционного образа жизни - тундры, чумов, оленей и т.п. Вот только многие ли сегодняшние городские жители готовы из любви к этим самым традициям вернуться в дикую природу? Вопрос, кстати, не риторический. Поскольку для саама, проведшего многие годы в «тундровых» командировках, возврат к городской жизни ох как не легок. Ему, привыкшему к просторам и чистому воздуху, ежеминутной занятости разными хозяйственными делами, остаться в городе на пенсии - серьезное испытание. Отсюда и тоска, и пессимизм, и водка.



Традиционное убранство саамского жилища (местный музей)



А так оно выглядело лет 200 назад



Загон для оленей - корраль. Там стадо разделяется на группы для отдельных бригад. Часть животных отправляетс на убой, у других спиливают рога



А так корраль выглядит сверху

Вот почему многие саамские семьи на пенсии создают собственные общины в тундре. Мы побывали в одной такой - непарадной, сделанной не для туристов, а для себя. Вот и живет эта немолодая уже пара в чистом поле с десятком оленей. Неделю назад, рассказывают, бродячие собаки испугали нескольких оленей и они убежали в горы. А за пару дней до нашего приезда приходит медведь и наделал бед - задрал важенку. Вот так и живут, но в город не хотят.



Небогатый местный быт



Заполярный кот - хороший товарищ. Ловит он только мышей, на человеческую еду не претендует.
Но против медведя - защитник, прямо скажем, никакой



Оставшиеся важенки

Есть, конечно, и рекламно-туристические поселения. Мы еще расскажем о них. Пока им удается остаться на тонкой грани, между показом подлинной жизни и трудностей тундры и откровенной лубочной картинкой. Хочется верить, что эти правдивые элементы сохранятся и в дальнейшем.



А пока в Ловозере действует центр саамской культуры, училище, где готовят девчонок по уникальной специальности. Сегодня она деликатно именуется «хозяйка усадьбы». А в советском перечне профессий это «чумработница». Заводные девчонки, красивые! Вот они играют в местную разновидность футбола - саамский. По легенде (ох, уж этот советский фольклор), женщины в стойбищах, ожидая возвращения мужчин с дальних пастбищ, тоже придумывали себе развлечения - одетые в национальные костюмы гоняли сшитый из оленьей шкуры мяч.







Ну, и напоследок, небольшая кулинарная загадка.  Принимавшая нас семья Михаила и Татьяны Бараковский, их родственников - другого Михаила и Светланы,  - угостили нас для начала местным деликатесом. Вот, как он выглядел в готовом виде на тарелке.



Догадайтесь-ка, что это за блюдо или продукт такой. И как он готовится.

Вкус Арктики, Кулинарная загадка

Previous post Next post
Up