Горячая новость в российских СМИ - Украина может остаться без сала. Это примерно то же, что Италия без макарон или Германия без сосисок. Одним словом - свинское дело.
Причина этому - африканская чума свиней. Телекомпания «МИР 24» даже сняла об этом информационный
сюжет. Ну, и меня попросила прокомментировать, как эксперта.
Для начала корреспондент посетил крупнейший рынок украинской столицы. На киевском Житнем рынке о вспышке африканской чумы свиней знают только понаслышке. Татьяна, торгующая мясом и салом уже лет 10, уверена, без работы не останется.
«Без сала не может Украина быть, на то она и Украина. С весны и до лета берут. То, что огурчик пошел, помидорчик пошел, и каждый берет сало. Его везут за границу, в Москву везется сало. Везде берут кусок сала, это подарочное сало называется», - говорит продавец Татьяна Компанец.
О возможном дефиците культового украинского продукта предупредили животноводы. Прогноз тревожный. Если не принять меры, страна может совсем остаться без сала.
Африканская чума свиней, коротко - АЧС, не опасна для человека, но смертельна для животных. Распространение молниеносное. Выход один - поголовье сжигать и закапывать.
Чума охватила уже шесть областей Украины: Черниговскую, Сумскую, Полтавскую, Запорожскую, Ровенскую и Киевскую. Здесь выращивают четверть всех свиней в стране.
Самые большие потери в поселке Калита, что в часе езды от Киева. На местном агрокомплексе пришлось уничтожить 63 тысячи животных. По словам местных жителей, смрад из-за костров стоял здесь целую неделю. В частных подворьях эпидемиологов дожидаться не стали.
«Конечно, люди испугались, тем более пообещали, что будут ходить по дворам, уничтожать. Начали потихоньку резать, потихоньку продавать мясо по дворам, поскольку на базаре запретили торговать. Конечно, для людей это очень плохо», - житель п.г.т. Калита Сергей Степайкин.
Сегодня в поселок никого не пускают. Карантин. На месте работают ветеринары. Калита живет слухами. В спонтанную вспышку африканской лихорадки здесь мало кто верит. Поговаривают даже о диверсии. Из-за остановки агрокомбината без работы остались сотни человек. Сергей Степайкин трудился на предприятии больше 30 лет.
«Просто поотправляли людей. Сказали, что в отпуск, а потом если понадобитесь, то вызовем. На биржу никого не поставили, а выжить сейчас без копейки денег... Вы сами понимаете», - объясняет Сергей Степайкин.
Агрокомбинат в Калите - в десятке крупнейших на Украине. Он в значительной степени определяет цену свинины и сала на рынке.
«Вы представляете, 100 тысяч свиней продавалось в год комплексом, и их сейчас не стало. За минимум полгода комплекс не восстановит поголовье», - говорит главный врач Калитянского участка ветеринарной медицины Данило Денов.
«Для России, когда наступают тяжелые времена: кризис и войны - у нас что всегда пропадало? - Гречка. На самом деле для Украины таким показателем и сигналом, который показывает, в хорошем состоянии экономика или плохом, является сало. Это своего рода барометр текущей жизни», - объясняет историк кулинарии Павел Сюткин.
Ну, это то, что вошло в сюжет. А вообще-то я рассказывал, что значит сало для украинской кухни и культуры. «Вряд ли стоит заниматься апокалиптическим прогнозами по поводу исчезновения сала, - сказал я в интервью. - Эпидемии АЧС совсем недавно были и в Грузии, и в России (на Кубани, в Волгоградской области). И ничего, без свинины не остались. Злые языки даже говорили, что чума очень удачно совпала с расширением влияния в этих регионах крупнейших сельскохозяйственных холдингов и уничтожением мелких хозяйств».
Культ сала то и дело приобретает на Украине политический оттенок. В начале нулевых была даже попытка принять специальный законопроект, в котором к продукту, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагалось относиться со всем уважением. За надругательство - наказывать. А чуть позже в Луцке едва не появилась «Партия любителей сала».
Но, так или иначе, это национальная гордость. Рецептов - десятки, если не больше. Вареное и сырое, копченое, с перцем и чесноком. Найти можно едва ли не в каждом украинском холодильнике.
Символ народной любви - копия человеческого сердца - сделана, конечно, из сала, и это один из главных экспонатов Львовского музея, где все посвящено самому почитаемому на Украине продукту. Есть даже салогонный аппарат.
«Волшебный поросенок, который дает нам салогонку. И вы можете увидеть, она капает людям в стаканчики, приносит им радость. Они танцуют, играет музыка», - рассказывает официантка ресторана «Сало» Антонина Белозерская.
В работающем при музее ресторане можно заказать, например, десерт «Губы Мэрилин Монро», состоящий из сала, мороженого и фруктов. Или же сало в шоколаде.
«Мне кажется, это колорит наш украинский. Все будут есть сало и наслаждаться и думать, вот я украинец. И если сала не станет, да, буду страдать очень сильно», - считает диджей Антон.
Однако создатели музея к возможному исчезновению стратегического продукта подготовились.
«Мы, возможно, его химически как-то его будем добывать, выращивать. У нас есть помещение, где мы можем этим заниматься», - в шутку поясняет арт-директор ресторана «Сало» Андрей Отчич.
Но ситуация серьезная. Экономисты уже подсчитали: при наихудшем сценарии, если африканская чума свиней вдруг распространится на все свиноводческие хозяйства, убытки могут превысить 15 млрд гривен (или почти 700 млн долларов). Однако такое развитие событий пока все же считают маловероятным. Так что сало здесь никогда не переведется.
А весь сюжет можно посмотреть здесь:
Click to view