"Ложечка та, чтобы ты мозг ею ел"

May 16, 2015 12:08

Ложка - очень хитрый застольный инструмент. С одной стороны, один из самых древних. А с другой, - чего только не претерпевший за время нашей истории.



Не буду в который раз рассказывать про деревянные ложки Древней Руси. Про то, как их делали без единого гвоздя. Как носили за голенищем и врагов ими побивали. Перенесемся сразу в изящную эпоху. «Чтобы стакан не лопнул от горячей воды в него кладут серебряную ложечку», - учит нас изданный в 1867 году «Педагогический сборник». И прибавляет:



А в Отчете Московского публичного Румянцевского музея за 1873 годы мы можем встретить и такое:


Впрочем, это уже экзотика. У нас же изящные ложечки совсем не редкость в дворянском обиходе еще со времен Петра I. А уж роскошная эпоха Екатерины II и вовсе оставила любопытное свидетельство - «Записки Семена Порошина, служащие к истории Его Императорского Высочества благоверного Государя цесаревича и Великого князя Павла Петровича, наследника Престолу Российского».


Семен Андреевич Порошин, из московских дворян, родился 28 января 1741 года. Получил воспитание в Первом кадетском корпусе, по выходе из которого был короткое время флигель-адъютантом при государе Петре III. А затем с 1762 года - воспитателем наследника престола Павла Петровича (будущего императора Павла I, которому было тогда 8 лет от роду). Впрочем эта его педагогическая деятельность была недолгой. Чем уж он прогневил императрицу - тем ли что вел этот дневник, куда заносил порой нелицеприятные подробности придворной жизни? Или тем, что имел безрассудство посвататься к Анне Шереметевой - будущей невесте графа Панина? Кто теперь знает об этом… Но в 1768 году Порошин в 28 лет был назначен командиром Старо-Оскольского пехотного полка. А в следующем году скончался от болезни в турецком походе. Такая короткая жизнь.

Вот только до сих пор его воспоминания - один из ценнейших источников, рассказывающих о той эпохе. Откроем, к примеру, на выбор одну из страниц:





Вигилиус Эриксен. Портрет великого князя Павла Петровича
в учебной комнате.  Около 1766. Государственный Эрмитаж.
Главным наставником Павла считался Никита Иванович Панин, член иностранной коллегии (а фактически глава русской дипломатии в те годы). Его брат Петр Иванович был более удачлив, дослужившись к 1762 году до звания генерал-аншеф и сенаторской должности. Но, как видно из текста, сам «воспитанник» относился к ним без особого пиетета.





Христинек Карл Людвиг. Портрет цесаревича Павла
в костюме кавалера ордена Андрея Первозванного
Описания обедов тех лет, пусть даже совсем не торжественных, содержат немало неожиданностей для нас. Вот, скажем, кто бы мог подумать о таком:



Думаете, просто маленькая золотая ложечка была? А вот и нет! Словарь тех лет даже дает ей специальное название:


В общем, как вы поняли, уже в ту эпоху «ложечки нашлись» и стали любопытнейшим атрибутом нашей гастрономической жизни. Не удивительно, что и субботняя кулинарная загадка будет связана с ними. Наш хороший знакомый питерский ресторатор Леонид Гарбар прислал недавно мне такую фотографию. С вопросом: а для чего это? Что вообще можно было делать этой антикварной ложкой?





Именно вам я и хочу переадресовать данный вопрос. А ответ на него, как всегда, - вечером в комментариях.

Кулинарная загадка

Previous post Next post
Up