Неожиданные проекты приходят порой сами собой. Вот и месяц назад коллеги предложили записать подкаст для Томского музея славянской мифологии. «А не спеть ли нам колядку?» - называется он. Поскольку сейчас - период святок и гаданий, для него пришло самое время.
Колядки - особые обрядовые песни, которые обычно исполняют с Рождественского сочельника, 6 января, и до Крещенского вечера - 18 января. С этими песнями ряженые ходят по домам и поздравляют хозяев с праздником. Колядующих нужно встретить угощением и небольшими подарками. «Подкаст, - пишут журналисты, - предлагают слушателям неожиданный и глубокий взгляд на данное явление, обсуждая его с ведущими специалистами в области фольклора, психологии и народной культуры».
Приведу небольшой отрывок
из этого рассказа. Здесь я пытаюсь объяснить, чем была наша старая кухня, и хорошо ли мы представляет ее себе:
- Русская кухня удивительным образом связана с названием вашего Музея славянской мифологии. Потому, что это предмет, насквозь мифологизированный сегодня. Между тем, если говорить серьезно, история русской кухни - это такая же наука, предмет, лежащий на стыке истории и кулинарии, социологии и экономики. И в них нужно просто разбираться, чтобы понять, что это за русская кухня такая.
Начнем с простого: когда собственной наша кухня становится «русской»? Принято считать, что как Владимир Ясно Солнышко покрестил Русь, с тех пор кругом - русская кухня. Между тем, кухня - есть функция от национальности. От того, как и когда складывается народ, национальная общность. А это происходит у нас хорошо, если к середине XV века.
Есть смешной стереотип - воспринимать старинную русскую кухню по «Домострою» XVI века. В нем действительно упомянуто больше сотни блюд: осетры, губы лосьи, поросята, почки верченые, зайцы крученые... Все обильно и богато. На этом фоне трудно осознать, что русская кухня той эпохи, как и любая средневековая кулинария, - это кухня голода и недостатка. Это жизнь тех самых 99% процентов смердов, крестьян, которые лишь в фантазиях сегодняшней почвенной публики каждый день питались тельными поросятами, пирогами и икрой. А на самом деле жили впроголодь, постоянно находясь на грани выживания.
Здесь, кстати, выявляется и еще один момент «выдумывания» той старой кухни сегодня. Ведь у многих принято считать, что русская кухня - это кухня крестьянская. Это щи да каша, блины да квас. А все аристократическое, всякие гратены, эклеры, паштеты - это чуждое нам. Иные буйные даже картошку считают неправильной. Наша - это только репа! Т
ак вот кухня, как и любая часть нашей культуры, - вещь развивающаяся. И если мы не носим сегодня онучи, не слушаем домру и балалаечников, не восхищаемся скоморохами на ярмарке, то почему с кухней-то должно быть наоборот? Так что крестьянская кухня, оставшаяся почти неизменной с XVI века (за исключением, помидоров, макарон, картошки и консервов), вряд ли является сегодня мерилом и образцом реальной русской гастрономии. А то, что выдумывается на этот счет всякой капустобородой публикой, так пусть они ее сами и едят, а современным людям не навязывают.
Полностью прослушать все выпуски подкаста можно
на сайте музея.
***
Не забывайте, что больше новостей и мнений о жизни в России, войне и кризисе можно найти в нашем
телеграм-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе!