Зачастую, когда нужно оценить что-нибудь творческое по какой-нибудь выдуманной шкале, многие сразу представляют шкалу с процентами от 0 до 100. Например, rottentomatoes.com оценивает фильмы по этой шкале. Кинопоиск и IMDB использует шкалу от 0 до 10, но суть та же - шкала линейная, имеет жёсткие рамки. Мне лично не интуитивно понятна данная градация, поэтому для себя я веду отдельную табличку со всеми просмотренныйми фильмами, где выставляю оценки так, словно я преподаватель, принимающий экзамен у студента: команда хорошо проработала - 4, отлично - 5, потянет - 3. Было много фильмов, которым ставил пятёрки, но были и фильмы, которые настолько впечатлили, что им захотелось поставить пятёрку с плюсом, поэтому со временем я свою шкалу расширил до 6, чтобы как-то отличать гениальное от просто очень хорошего.
Схематично распределение оценок можно показать как-нибудь так:
Но что если оперировать такой шкалой, по какой аудиоредакторы показывают громкость звука? Т.е. по умолчанию самый тихий звук находится в минус бесконечности, оттуда он периодически подскакивает до -6 дБ, иногда до -1 дБ. А если прыгнул выше нуля, то это перегруз. У звукачей перегруз считается браком, но у нас своя шкала - всё, что выше нуля, будет считаться гениальным:
Посмотрел ты такой фильм, и не знаешь, как его оценить. Вроде всё было обычно, ничего примечательного, фильм как фильм. А потом задумываешься: ведь ты переживал, герои не тупили, а значит сценарист досканально продумал мотивации, камера не тряслась, кадры простые и композиционно складные, монтаж не рваный, речь разборчивая, звуки все на месте, музыка не отвлекающая. Что ещё нужно? Все спецы потрудились наславу и выдали качественный продукт, по шкале децибельной крутости это где-то возле нуля. Да, не было перегруза, ну и что, это всё равно отличный качественный продукт, если все сработали как надо. Поэтому иногда полезно посмотреть дорогое, но плохосделанное кино, сразу обращаешь внимание на звук, как из бочки, качество картинки, как с телефона, игру актёров, как из русских сериалов.
Отличный пример стабильно плодовитых авторов - братья Коэны. Какой фильм ни возьми, будь уверен, все специалисты, которые работают с братьями, сделали свою работу изумительно ("Баллада Бастера Скраггса" не исключение). То есть в целом уровень скачет где-то около нуля, иногда подскакивает в перегруз. "Большой Лебовски" и "Фарго" - великие фильмы, но и остальная фильмография достойна просмотра.
И всё же Коэны - это редкое исключение, чаще современные фильмы выстреливают не так громко, прям хотя бы до -3 дБ прозвучит и хорошо. Как правило основной затык в сценариях. Будь уверен, если фильм о клинических дебилах ("Живое", "Рэмбо: Первая кровь", "Мег: Монстр глубины"), то это только потому что у сценариста что-то с чем-то не сходилось. Хотя у Коэнов тоже очень часто задействованы дурачки, но у них какие надо дурачки, правильные и смешные.
Но шкала не только для фильмов. В целом о норме.
Есть в голове некий набор паттернов, как всё должно быть устроено. Если негр поёт, то он должен петь рэп или блюз. Если дверь на балкон, то прозрачная и в белой раме. Если рабочий стол на компе, то вкладки внизу. И каждый раз, когда сталкиваешься с девиантами, например, негр поёт шансон, дверь на балкон железная, вкладки слева, а не снизу, так в голове что-то щёлкает. Мозг такого ещё не встречал, в паттерне образуется пробел, который если часто будет встречаться, возможно потом образует новый паттерн, но в целом набор стереотипов в голове уже сформирован, причём у каждого немного свой.
Так вот, например, подбираешь музыку для ролика, на это может уйти несколько дней. Ищещь до тех пор, пока не встретишь именно то, что в голове задано. Музыки много всякой разной, но тебе для короткого ролика нужна именно та, которая уже тыщу раз звучала в других схожих по тематике роликах, типа как дверь на балкон непременно должна быть прозрачной и в белой раме, хотя на рынке дверей есть миллион других всяких разных. Так и музыка в ролике должна быть вполне конкретная, хотя уж чего-чего, а количество жанров музыки запредельно, только далеко не все из них применимы для видео. Перебираешь всякое, а они где-то там все минус бесконечности, но не потому что плохие, а потому что не похдодят. Некоторые прыгают до -6 дБ, и только единицы буквально бывают у нуля. Очень повезёт, если будет что-то выше нуля, т.е. и та, что по критериям подходит и ещё при этом нравится. Но обычно, конечно, попадаешь просто на ту, что по стереотипам проходит.
Не понравился фильм, хотя другие его хвалят? Просто у тебя другой культурный базис, фильм «тихий», потому что ты стоишь от него дальше, чем те, кому он понравился. Так бывает. Забей на «тихие» фильмы, смотри «громкие». Ну или подходи поближе, чтобы лучше слышать.