Я» ПОГРАНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ
Многие читающие, изучающие, работающие и просто живущие рядом с человеком, страдающим пограничным расстройством личности, часто задаются вопросом: а почему так происходит? Ну, вот что там внутри заставляет человека вести себя так безответственно и саморазрушительно?
На этот счет проводилась масса исследований. Пытались определить, что именно «пограничник» чувствует и как он сам себя ощущает. Много на этот счет было написано Отто Кернбергом. Именно он обратил внимание, что пограничная личность себя не ощущает непрерывной. Более того, человек себя ощущает диффузно и довольно противоречиво. Т.е. другими словами, человек не чувствует четко, кто он есть, и может совершенно по-разному оценивать себя в разных ситуациях.
Именно из-за этого нечеткого «Я» пограничная личность вынуждена защищаться. Ну, если ты не уверен в том, что ты существуешь, то естественный процесс - как-то прояснить ситуацию. Окружающие - они кто? Это часть тебя или нет? И что они хотят? Вот считаешь так человека частью себя, живешь с ним, в душ ходишь…и вдруг внезапно обнаруживаешь, что в душе кто-то чужой. Ужас! Вот вы бы сами как среагировали, если бы вдруг обнаружили рядом с собой в душе чужого дядьку или тетьку. А то еще и не одну. Ну, вот так же и пограничник реагирует, когда начинается его черная полоса. Вдруг он обнаруживает, что в толпе незнакомцев. Ну, может, незнакомцы и добра желают, но вот фиг их знаешь! Защиты у пограничной личности весьма примитивные. Совсем детские. Не дал конфетку - плохой.
После Керберга Мак Интири выдвинул свою теорию нарративной идентичности. Вкратце: мы сами себя ощущаем в связи с нашими состояниями и переживаниями в прошлом, в том, что мы чувствуем в данный момент, и то, что мы планируем ощутить и увидеть у себя в будущем. Т.е. наша Я-концепция - это результат нашей жизненной истории.
В отношении пограничных личностей было показано, что они не имеют связи между своими Я- прошлым, Я-настоящим и Я-будущим. Не то, что этих Я совсем нет и они не помнят, что с ними что-то было и не планируют в будущем. Они отдельны. Считается, что именно поэтому пограничная личность может во время приступа гнева полностью потерять чувство любви к кому-то. Теряется связь с прошлыми положительными переживаниями. У них также распространено магическое мышление, в частности, что касается собственных мыслей: «Я вот только подумал и оно произошло». Предыдущие события не имеют связи с настоящим, и единственно, что может объяснить происшествие - предшествующая мысль. Вероятно, тяжесть расстройства определяется тем, насколько плотно связаны между собой эти временные Я и насколько узкую полоску времени занимает Я-настоящее. Если, скажем, это пара месяцев, то с этим можно недурно жить, а вот если 5 минут, то планирование своих реакций и управление ими выходит за пределы вероятного.
Как бы там ни было, пограничная личность имеет сильные сомнения в том, кем же она является. Если только отталкиваться от Я-настоящего, то это довольно трудно. Часто пограничная личность испытывает трудности собственной идентификации в:
- самооценке;
- сексуальной ориентации (увидел красивое создание своего пола и задумался, а может я и не гетеросексуал);
- долгосрочных планах (вопрос кем хочу быть, с кем хочу жить и т.п. продолжает звучать всю жизнь);
- отношениях (постоянные изменения желаний - с кем дружить, с кем не дружить, стоит ли влюбляться или нет);
- ценности (то буду духовным, то буду богатым).
Откуда они берут источник вдохновения для вот этих перемен? Часто они присваивают интересы и взгляды другой личности, как свои. Потом они вдруг обнаруживают, что эта часть не их и в отвращении ее выбрасывают в лицо «донора части личности». Если пограничник высокофункционирующий, то он довольно продолжительное время может казаться душкой и всем нравиться. Нахватавшись чужих частей личности, он нормально функционирует до тех пор, пока не обнаружит, что «в душ пробрались чужие». Дальше - всплеск эмоций и агрессия.
Вообще нельзя сказать, что от этого всего человек счастлив. Хоть из-за разрыва между временными Я он не очень четко помнит, что его заводит на скандал, и вроде бы, как бы кто-то должен быть виноват, потому что вот вены порезаны и посуда побита…, пограничник чувствует большую часть времени себя отверженным.
Во-первых, он не может без других, ибо нет своего четкого Я. Ему нужен рядом другой человек, и если его нет - чувство тяжелого одиночества, неудовлетворенности и пустоты.
Во-вторых, за то, что жизнь не складывается - возникает чувство стыда и вины, которые порой занимают ведущее место среди всего остального.
В-третьих, пограничники сами себя стигматизируют и делают это более отчаянно, чем люди с любыми другими расстройствами. Они не всегда говорят об этом другим, но чувство, что даже если все вокруг - гады, то я все равно не счастлив - постоянно присутствует.
©Наталья Стилсон, gutta-honey.livejournal.com/271668.html