Вот думал, что в предыдущей записи
https://p-makarov.livejournal.com/149411.html все сказал. Но похоже, что нет. Пришла в голову вот какая мысль...
Если Полдень есть идиллия - то есть «Мир в котором хочется жить» (с) (С чем даже я не спорю :):)) то вот какой вопрос возникает: а почему в утопиях жить не хочется? (Тоже можно процитировать: и про «холодный мир» «Туманности Андромеды» и про то, что «утопии к сожалению реализуемы», да и многочисленные развенчания что Томаса Мора, что Кампанеллы - не ново, в общем. И, думаю, понятно о чем речь)
Ответ на данный вопрос не так уж прост, как может показаться. Вернее сам-то ответ и в самом деле несложен - в идиллиях сняты все (вообще все) материальные проблемы (Тут надо различать только проблемы и сложности. Вот когда в «Далекой Радуге» девушка ворует энергию - это не проблема. И когда на Радуге катастрофа случается - это тоже не проблема. Пример проблемы Полудня - это «Свечи на пульте» - решение вопроса бессмертия («Товарищ, хотите жить вечно? - А я и буду жить вечно!» Суть: проблемы там разрешаются. Какими бы они ни были. Та же ферма «Волга-Единорог» демонстрирует как решена проблема голода. А вот так: кто-то когда-то как-то это все устроил. Как? А вот!..). Поэтому - раз в идиллиях сняты все проблемы! - получается, что работать там не надо. И думать над работой не надо. А надо - познавать (как это сформулировано в «Почти таких же».
К чему это я?
А к тому, что, если не углубляться в рассуждения (что мне лень) то в утопиях работать надо. И суть в том, что не просто физически - а головой: думать. И механизм этой работы - на которой и существует общество «Туманности Андромеды» в «Туманности» как раз описан (Ну «Школа третьего цикла»). И читателю при прочтении приходится над этим описанием задумываться - чтоб понять. Работать то есть. И без этого нюанса утопия не существует (Те же Мвен Мас с Рен Бозом банально отступили от данного правила: не стали додумывать до конца (Что, собственно, практически прямым текстом и сказал им Дар Ветер, когда они пришли к нему просить совета (В этом смысле данный эпизод ключевой)). Поторопились.
А в Полдне ничего такого нет. Там даже Массачюсетскую машину сперва сделали а потом законопатили. И без проблем! Хотя судя по репликам Горбовскогоэ та штука была не слабее Фауста Гёте - то есть катастрофы на Радуге - всем кирдык бы был. Но никто и ничего... В «Туманности» тот же «тибетский опыт» хотя бы обсудили. Вот в этом и отличие (В смысле потому в утопиях жить никому не хочется - там думать надо)
Вот примерно как-то так