Я прочитал две противостоящие друг другу книги. Первая из них принадлежит авторству Дейла Карнеги и называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Вторая книга, с которой мне удалось познакомиться, написана Эвереттом Шостромом и носит название «Анти-Карнеги». Когда я прочитал Дейловский бестселлер, признаюсь честно, его советы показались мне очень заманчивыми. Некоторые приемы, оказывается, я часто использовал в общении с людьми, даже не задумываясь о том, что применяю манипулятивные действие по отношению к ним. Приведу простой пример, я часто улыбаюсь людям, которые этого вовсе не заслуживают. (не манипуляция ли, а ?) Я делаю это для того, чтобы показать свою нацеленность на доброжелательные отношения, чтобы произвести выгодное впечатление на собеседника (а ведь это неискренне…). Приведу еще один пример, я вполне мог проявлять интерес к людям, которые мне совершенно не интересны... Не лицемерие ли это? С уверенностью скажу - да. Все это делалось, дабы что-либо заполучить или же удовлетворить свое тщеславие, оказавшись в лучах похвал и почестей. Особенно обидно, что данные манипуляции могли касаться близких мне людей… Сейчас я бы так не поступил. Пользуясь случаем прошу у них прощение (а вдруг это прочитает кто-то кроме вас, дорогой преподаватель ).
Скажите, как можно завоевывать друзей? Так нельзя с ними поступать. Мне кажется, друзей нужно встретить, но ни в коем случае, не завоевывать. Ведь дружба не терпит манипуляций. Отношения, в основе которых лежит тартюфизм, заведомо обречены на погибель.
Книга Анти-Карнеги на данный момент мне показалась ближе и правдивее. Далее, я сделаю акценты на том, в чем идея творения Шострома и выделю те моменты, которые мне понравились.
Если говорить о манипуляции, как единичном поступке - да, думаю, это вполне нормально (ведь человек не ангел), но манипуляция не должна быть сценарием жизни. Ведь «это псевдофилософия, направленная на то, чтобы эксплуатировать и контролировать как себя, так и других».
Манипулятор хочет угодить всем, но ведь это глупо. Это заведомая неискренность и поверхностность в отношениях. Человека любят все, но по-настоящему поговорить ему не с кем.
Манипуляторы боятся искренности…того, что кто-то увидит их настоящее внутреннее содержание, которое не соответствует тем маскам, которые они носят.
Противоположностью манипулятора является актуализатор, человек ищущий самобытность в себе, а не загоняющий ее как это делает манипулятор. Актуализатор стремится быть искренним с людьми и является цельной личностью. Если в душе манипулятивного человека, условно, «плохое» и «хорошее» противостоят, т.е. находятся в антагонистических отношениях. Человек, стремиться проявить какую-то одну из частей себя. Вторую часть в себе он просто ампутирует. Выходит такой себе душевный инвалид. В душе актуализатора, «плохое» и «хорошее» взаимодействует. Эти личности цельны.
Человека можно представить как две окружности, одна из которых находится в другой. Первая - это наша душа, а вторая, что ее окружает, переферия. Манипуляторы взаимодейтсвуют по-средством соприкосновения перефирийных окружностей, т.е. их общение поверхностно. Актуализаторы, соприкасаются душой, их разговоры естественные и искренние.
Я не хочу быть слепым… я хочу смотреть на закат и по-настоящему прочувствовать красоту или уродство последнего (как актуализатор), а не просто описать увиденное красивыми, но пустими словами (как манипулятор).
Я - за искренность.