Согласно древним легендам и преданиям, первыми жителями острова были гиганты. Один из них, по имени Альбион, был сыном Посейдона (или по-кельтски - Ллира). Он погиб в сражении с заехавшим сюда греческим силачом Гераклом.
Альбион на картине Уильяма Блейка
«Туманным Альбионом» до сих пор называют Британские острова. В кельтских языках слово Альбион восходит к индоевропейским корням albho- ("белый", что, возможно, связано с меловыми Белыми клифами Дувра), или alb- ("холм").
Однако есть версия, что это слово связано со словом "альвы", от которого позже произошло слово "эльфы". Альвы в ранней германо-скандинавской мифологии - нестареющая, обладающая магией, прекрасная раса, живущая как и люди, на Земле, а именно на ее Северном материке.
Потомки Альбиона - великаны - продолжали жить в Британии, когда сюда приплыл Брут, внук троянского царевича Энея.
Средневековый историк Джеффри Монмутский пишет об этом:
«На острове, который назывался тогда Альбионом, не жил никто, кроме немногих гигантов. Тем не менее его чарующие глаз человеческий дивные земли, обилие рек, богатых рыбой, его нетронутые леса внушили как самому Бруту, так и его спутникам страстное желание поселиться на нем».
Словом, Брут и его спутники на Альбионе обрели новую родину. Вождь построил город и нарек его Трояновой (Новой Троей). Со временем название было переиначено в Триновантум, затем - в Лондиниум и, наконец, в Лондон. На острове имя Брута также претерпело трансформацию: отныне он стал Бритом, его люди - бриттами, а остров - Британией.
Один из спутников Брита, Кориний, отправился на запад, победил живших там гигантов и осел на территории, которую назвал в свою честь Корновией (Корнуоллом или Корнуэльсом).
В народном фольклоре Корнуолла с тех пор существует древняя легенда о великане Корморане. Он жил в горе Святого Михаила и был убит Джеком, героем сказок «Джек и бобовый стебель» и «Джек - убийца великанов». По всей видимости Корморан был последним британским великаном.
Великан Корморан терроризирует местных жителей
В легендах кроме большого роста часто подчеркивалась другая его необычная особенность - у него было по шесть пальцев на руках и ногах. И легенды возможно были основаны на фактах: фольклорист Мэри Уильямс сообщает, что однажды во время раскопок на горе нашли скелет, который принадлежал человеку ростом свыше 7 футов (210 см). Это безусловно не самый великанский рост, но для людей того времени он мог казаться гигантом (например средний рост жителя юга Франции в XIII веке не превышал 154 см).
После смерти Брита его сыновья - Локрин, Камбер и Альбанакт - разделили государство между собой. Локрин как старший выбрал центральную часть - нынешнюю Англию, которая в те времена называлась Логром (позже это место прославил своими деяниями Артур, король логров).
Средний брат выбрал западную часть острова - Уэльс и Кемберленд, прозванные Кембрией или Кимрией. Младший же сын Брита, Альбанакт, отправился на север - в Каледонию, Шотландию.
Гиганты и люди были далеко не единственным населением острова. В рыцарском романе «Гюон из Бордо» приводится родословная повелителя английских эльфов - Оберона. Бессмертная Кефалония, королева Тайного острова, влюбилась в египетского фараона Нептанеба. Плодом их союза стал всемирно известный полководец Александр Македонский.
Спустя семьсот лет с прекрасной королевой повстречался римский император Юлий Цезарь. У них родился сын Оберон. Мать наделила его многими волшебными свойствами, в том числе способностью читать мысли людей и мгновенно перемещаться в пространстве. Отец даровал ему власть над духами природы.
Оберон и Титания
И все бы хорошо, но злобная кельтская фея Моргана, которую забыли позвать полюбоваться на новорожденного, заколдовала дитя. Из-за ее проклятия он рос только до трехлетнего возраста, а потом остановился. Так и остался - прекрасный лицом, но, увы, убогий телом. Зато в жены взял красавицу Титанию, которая, судя по имени, вела род от греческих великанов.
В свите Оберона особо выделяется Пак, он же Робин Добрый Малый. Редьярд Киплинг в «Сказках Пака» детально описал внешность этого проказливого духа:
«Кусты раздвинулись... Дети увидели маленького, коричневого, широкоплечего человечка с торчащими ушами, курносым носом, косыми голубыми глазами и смеющимся лицом... Дети никак не могли оторвать от него глаз, разглядывая с головы до ног - от темно-синей шапочки, похожей на большой цветок, до голых, покрытых шерстью ног».
И если ирландские фейри (общее название для волшебного маленького народа) жили себе преспокойно в своей стране, то из Англии они убрались, если верить словам Пака, подобру-поздорову.
«Все Жители Холмов, - рассказывал он, - ушли. Я видел, как они пришли в Англию, и я видел, как они ее покинули. Великаны, тролли, водяные, домовые, гоблины, чертенята, бесенята, духи лесов, деревьев, земли и воды, эльфы, феи, русалки, гномы, карлики, колдуны, жители вереска, стражи холмов и хранители сокровищ - все, все ушли. Если же говорить обо мне, то я пришел в Англию вместе с Дубом, Ясенем и Терновником и уйду тогда, когда исчезнут они».
Да, грустная картина: если природа лишается своей души, даже множества душ, то она сохраняет лишь видимость жизни. Впрочем, несмотря на утверждение Пака, далеко не все волшебные существа покинули остров. Они ушли из городов, оставшись там лишь как воспоминание на страницах книг, а из деревень, лесов и болот они вовсе и не исчезали, только отодвинулись чуть подальше.
Некоторые, например, остались как раз на границе между двумя мирами. Говорят, что Блуждающий Огонек (или Хобби-Фонарик или Дженни-с-фонариком, или Кийт-со-свечкой) не просто от нечего делать бродит по болотам, а высматривает тех, кто вольно или невольно собирается вторгнуться в пределы Волшебной страны. Таких нарушителей они стараются заговорить и завести в трясину.
Если граница проходит по воде, то там несут службу доблестные Огни Святого Эльма. Ну, а на Севере бродячие огоньки и вовсе чувствуют себя вольготно, устраивая разноцветные сияния во все небо. За это шотландцы называют их Ловкими Ребятами или Веселыми Плясунами.
По пустошам вблизи сел все еще бродят страхолюдные боггарты. Им-то уж и вовсе нет смысла покидать этот мир. В Волшебном краю боггартам попросту некого будет пугать по ночам. А тут такое поле деятельности, что аж дух захватывает.
Так что английские фейри живут и там, и тут, но ведут себя значительно осторожнее, чем раньше. Тот мир может внезапно проступить как видение, мираж в этом мире. Именно таким образом он явился перед Роландом - героем книги Алана Гарднера «Элидор»:
«С вершины холма он увидел далеко на равнине какое-то возвышение. Груда камней. "Нет, - подумал Роланд, - это башни... и стены... в руинах..." Он глянул направо. И вдруг... Он увидел... нет, ничего... и снова... Огонек. На холме. Слабый... словно свеча догорает... Башни! Золотые башни!»
Фейри могут не появляться на самом деле, а лишь казаться, проявляться призрачными видениями.
«Он взглянул на розовый куст и увидел две мужские фигуры. Они стояли неподвижно... Он обходил их крутом, они становились все уже, а когда взглянул на них сбоку, они и вовсе исчезли».
Словом, не все еще потеряно: фейри живут рядом с англичанами и могут вернуться, если сочтут людей достойными такой чести.