В античной литературе Геката - частая гостья. Она фигурирует и в теологических трактатах, и в пересказах легенд, и в художественных произведениях. Ее функции и родословную описывали философы, чьи воззрения оказали огромное влияние на развитие магии, - от Гесиода до Порфирия; ее силы и свойства упоминаются в преданиях о таких мифических героинях, как Медея и Цирцея, образы которых снова и снова возвращаются на подмостки театров и на страницы книг. Дошедшие до нас античные тексты позволяют предположить, что Геката нередко ассоциировалась с фессалийскими колдуньями, прославившимся настолько, что мы помним о них и по сей день. Связи между Гекатой и трудами, к примеру, такого философа, как Эмпедокл, не столь очевидны, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что Эмпедокл был сведущ в магических свойствах кореньев, а Геката, теснейшим образом связывалась с rhizothomoi (собственно, магией кореньев) и pharmakeia (магией трав и растительных ядов). Иллюстрацией этому служит, в частности, призывание Гекаты из сохранившегося фрагмента утраченной пьесы Софокла «Зельекопы» (V в. до н.э.).
Έκάτη (Геката) - богиня, прежде всего связанная с колдовством и ворожбой. Считалась в Элладе одним из древнейших хтонических божеств, “которое после победы олимпийцев над титанами сохранило свои архаические функции, даже было глубоко чтимо самим Зевсом, войдя в число богов, помогающих людям в их повседневных трудах. Она покровительствует охоте, пастушеству, разведению коней, общественным занятиям человека (в суде, народном собрании, состязаниях в спорах, в войне), охраняет детей (параллельно - жречество Гермеса) и юношество (параллельно - жречество Аполлона)“ . А.А.Тахо-Годи, “Мифы народов мира“, т. 1, с.269.
Под её покровительством собаки. Символизирует её борзоподобные собаки и этот же тип псового зооморфизма. Териоморфные символы деревья: ива, белый тополь, осина, цветы: аконит, дикий ореган, луговой шафран (колхидский крокус). Одним из центральных мест ее культа была Эгина, в Спарте Гекате поклонялись как подземной Деметре. Геката, как богиня колдовства заключает в себя три псовых культа. Это своего рода Кербер о трёх головах, только женского рода. Три её головы это львиноголовая собака - Шавушки, кобылообразная - борзая Саба и, чисто, собачья Гекубы. Собака, олицетворяющая саму Гекату, её четвёртая невидимая ипостась - борзоподобная белая собака. Сильно возвысился её культ в Римскую эпоху. По Аполлодору, Овидию, Петронию можно составить общее представление о культе: фигурка божества делалась из отполированного дерева:
Туловище из корня дикой руты (ruta graveolens), украшали её маленькими до-мовыми ящерицами,
Замешенная мирра, стиранса, ладан вместе с тремя сушеными ящерицами вы-ставлялись на лунный свет при зарождающейся луне. Ставилось это рядом с шала-шиком из ветвей лавра, сделанным для фигурки богини,
После обращения к богине с молитвой, она должна была придти и ответить во сне.
В другом варианте вызова Гекаты пользовались изображением, сделанным асфальтом или другим горючим веществом. Изображение делалось на стенах тём-ной комнаты, грота, пещеры, в виде человеческой фигуры. После прочтения закли-нания, зажигали изображения и выпускали птицу, с привязанным к ногам, легко воспламеняющимся воском.
Гомеровское прилагательное асфоделевый относится только к лугам (лиман). За исключением Аркадии, (где основную пищу составляли жёлуди), корни и семена асфодели, которые приносили первоначально в жертву теням умерших, приобрели в Греции повсеместное применение и просуществовали вплоть до появления зерновых. Асфодель хорошо растёт даже на безводных островах, а тени умерших, как и боги, были довольно консервативны в вопросах питания), культ Гекаты, является древнейшим божеством Балкан, псового зооморфизма, ведущим своё происхождение с пиратского Крита. Как богиня умерших она является изначальной ипостасью Кербера, сменившего её при патриархате, но своё место в пантеоне Геката не утратила). В европейском фольклоре, который часто имеет ливийские корни, души отверженных изгонялись в северный Ад, свирепой сворой собак - гончими Аннума, Герны, Артура или Гавриила - миф, рождённый шумным летним перелётом диких гусей к местам кладки яиц за полярным кругом. Кербер был первоначально 50-и головым, как свора, которая разорвала Актеона; однако позже становится трёхглавым, как и его хозяйка Геката“ Р.Грейвс, “Мифы Древней Греции“, с. 90. .
Свита Гекаты наиболее обширна - сюда входят и Эрении, и Фурии, Эмпусы. Эмпусы являлись демонами в бронзовых башмаках, нападающие на путников, мог-ли принимать вид сук или прекрасных девушек, соблазняя мужчин и высасывая их жизненные силы. Образ Эмпуса, так же как и его хозяйки Гекаты ведёт своё происхождение из Палестины, так что все так называемые автохтонные племена в Грецию пришли оттуда же. Называя себя автохтонными племенами, люди зооморфизма псовых приписывают себе право более справедливого суда по древним законам. На Балканы они попадают в середине второго тысячелетия до н.э., и совершенно забывают, что место было обитаемо. Изгнав исконные народы, они приписывают себе первородство этой земли, уничтожая чужие культы, они насаждают свои псовые. После чего утверждают, что это изначальные культы обвиняя в варварстве других. Так Демоны Лилит - Эмусы (Έμπουσα), через завоёванную псовыми Элладу распространяются в Европу. “Лилит была Гекатой ханаанян (Опять мы видим метанийское государство Хана), и, чтобы защититься от неё, евреи изготовляли амулеты даже в средние века. Геката - настоящая повелительница Ада - носила бронзовые сандалии, поэтому и у дочерей Гекаты - Эмус сандалии были бронзовыми. Они могли становиться прекрасными девушками или суками, потому, что сука Геката, будучи одной из богинь лунной триады, представляла ту же богиню, что и Афродита, и волоокая Гера Р.Грейвс, “Мифы древней Греции“, с.149.
Развитие этого аспекта культа Гекаты мы видим в Средневековой Европе, только эмусы теперь называются суккубами. Возможно, согласно этимологии слова сук кубы - суки Куббабы, чей культ растворился в культах Гекаты, Гекубы, Кибел-лы. “Дьявол в женском обличье, специализировавшийся на обольщении мужчин. Обозначающее женскую сущность, средневековое латинское слово succubus - муж-ского рода (видимо, потому, что демоны якобы были безполыми), форма женского рода - succuba (проститутка) употребляется редко. Поскольку предполагалось, что женщины более похотливы, чем мужчины (это мнение проистекает из загросского отношения к женщине как существу, стоящему на более низкой иерархической сту-пени и изначально “нечистому“), в работах по демонологии чаще упоминается муж-ской персонаж - инкуб; считалось, что инкубов (follet - франц., alp - нем., duende - исп., folletto - итал.) в девять раз больше, чем суккубов“ . Р.Х.Роббинс, Энциклопедия колдовства и демонологии, с.438.