Просто невероятно, что мы находим в глубинах моря. Каждые обломки кораблекрушений являются захватывающим открытием, но иногда дайверы натыкаются на объекты, у которых изначально не может быть ничего общего с водой. От локомотивов 19-го века до древних городов, которые ранее жили только посредством легенд, океан это огромный сундук с сокровищами, заполненный жемчужинами истории. И учитывая тот факт, что людям пока удалось изучить лишь от 5 до 7 процентов морского дна, кто знает, что ещё может там скрываться.
10. Немецкий бомбардировщик, который считался легендой
Фотография: Dapi89
Дорнье 17 (Dornier 17) был немецким бомбардировщиком, участвовавшим во Второй мировой войне, в Битве за Британию (Battle of Britain) и «Лондонском блице» (Blitz), несмотря на то, что его производство было остановлено в 1940 году. Невзирая на то, что было построено более 2000 самолётов, ни один из них не сохранился после 1952 года, когда последние из них уничтожены финской авиацией. Тем не менее, Дорнье 17, который был сбит 26 августа 1940 года истребителем Дифайэнт (RAF Defiant), был обнаружен водолазами в Песках Гудвина (Goodwin Sands), вблизи Кента, Великобритания в 2008 году.
Самолёт был сбит лётчиком Десмондом Хьюзом (Desmond Hughes) и его стрелком, сержантом Фредом Гаш (Fred Gash), во время рейда, совершённого чтобы выманить самолёты врага в воздух. Дорнье 17, который в соответствии с отчётами водолазов, находится в отличном состоянии, был поднят из моря в 2013 году музеем ВВС в Северном Лондоне в рамках проекта, стоившего 1 003 440 долларов. Реставрация, которая займёт два года, будет проходить в Музее Королевских военно-воздушных сил в Косфорде (Cosford), графство Шропшир (Shropshire), Великобритания.
9. Улу-бурунский корабль (Uluburun Shipwreck)
Фотография: Жорж Джансун (Georges Jansoone)
Обломки улу-бурунского корабля были найдены совершенно случайно, ныряльщиком, занимавшимся сбором морских губок в 1982 году, у юго-западного побережья Турции. Судно, относящееся к 14-му веку до нашей эры, построено из кедра и является одним из самых древних морских судов в мире. На борту корабля, помимо другого груза, были 10 тысяч тонн меди, египетские ювелирные изделия, слоновая кость, самые старые неповрежденные стеклянные слитки, и итальянский меч. Открытие позволило историкам узнать намного больше о торговле в Средиземном море. Разнообразие грузов на борту показывает, что Средиземное море было местом намного более активной торговли, чем предполагалось изначально.
Знания, полученные при исследовании судна, были настолько важными, что "Scientific American" включил эту находку в список 10 величайших археологических открытий 20-го века. Обломки поднимались на поверхность в течение 10 лет, трехмесячными периодами раскопок и Улу-бурунский корабль стал самым глубоким кораблем, полностью поднятым на поверхность на тот момент. На извлечение обломков потребовалось целых 22413 погружений, но Улу-бурунский корабль был поднят целиком. На сегодняшний день он находится в музее подводной археологии города Бодрум (Bodrum Museum) на юге Турции.
8. Два автомобиля, которые могли бы стать разгадкой для дел 40-летней давности
Фотография: Аким Р. Шлоффель (Achim R Schloeffel)
В сентябре 2013 года полицейские водолазы, испытывающие новое гидроакустическое оборудование в озере Оклахомы, обнаружили два автомобиля, которые находились под водой в течение 40 лет. Полиция первоначально пришла к выводу, что автомобили были украдены, а затем просто сброшены в озеро. Когда машины были открыты, стала очевидной более мрачная и загадочная причина их нахождения под водой - в каждом автомобиле было по три скелета.
Тела внутри одного из автомобилей марки «Chevrolet Camaro» 1969 года, как полагают, принадлежат трём подросткам, которых в последний раз видели более 40 лет назад. Они принадлежат 16-летнему Джимми Аллен Уильямсу (Jimmy Allen Williams), который был владельцем машины, и его 18-летним друзьям, Томасу Майклу Риосу (Thomas Michael Rios) и Лии Гейл Джонсон (Leah Gail Johnson). В ту ночь, когда они исчезли, они предположительно направлялись на футбольный матч.
Во второй машине, Chevrolet 1950-го года, как полагают, были тела трёх пропавших без вести взрослых, которых также в последний раз видели более 40 лет назад: 58-летней Норы Дункан (Nora Duncan), её подруги 69-летней Альви Портер (Alvi Porter), и их друга Клебурна Гэммок (Cleburn Hammock). Судебно-медицинским экспертам потребуется несколько лет для того, чтобы идентифицировать скелеты с полной уверенностью, но после 40 лет, находка даёт семьям пропавших без вести лучик надежды на достойное прощание.
7. Обломки пароходов Махаратта (SS Mahrattas)
Пески Гудвина на побережье Кента, являются частым местом обнаружения обломков различных суден. Этот участок является самой узкой частью Ла-Манша, а также самой оживлённой судоходной трассой в мире. В области существует порядка 1000 зарегистрированных кораблекрушений, причём многие другие ещё потенциально остаются необнаруженными. Два таких корабля являются одной из самых странных историй навигационных катастроф - два парохода Махаратта.
Первый пароход Махаратта был запущен в 1891 году и сел на мель в 1907 году после того, как взял неправильный курс. После того, как местные жители разграбили его груз, ветер накренил корабль, который завалился на бок и потонул. Второй пароход Махаратта был запущен в 1917 году и сел на мель в Песках Гудвина в 1939 году. Когда спасательные экипажи обнаружили корабль, они с удивлением увидели, что он застрял над первым Махаратта. Эта история ещё более невероятна благодаря тому факту, что оба корабля плыли по тому же маршруту из Калькутты в Лондон. В 2008 году паром наткнулся на одного из них в плохую погоду. Однако так и не сообщалось, какой из двух Махаратт стал виновником.
6. Истребитель-бомбардировщик Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (F-4 Fighter Jet)
Истребитель-бомбардировщик Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II находится закопанным в песок у берегов Филиппин в заливе Субик-Бей (Subic Bay), на глубине 40 метров. Когда водолазы нашли обломки, отсутствие повреждений от крушения вызвало очевидный вопрос: Как он туда попал? Морское дно в этом регионе является частым местом обнаружения самолётов - много самолётов, принадлежащих Союзным и японским войскам, воевали в регионе во время Второй мировой войны. Однако открытие сравнительно современного реактивного истребителя, Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II, который производился с 1958 по 1981 год, является довольно редким.
Одна теория состоит в том, что самолёт просто упал с авианосца. До последнего времени, довольно часто с повреждённых самолётов снимали все полезные части и сталкивали их с авианосцев, чтобы освободить пространство на палубе. Конечно, затопление истребителя стоимостью в несколько миллионов долларов теперь уже явно не одобряется, но тогда были другие времена. Другая теория гласит о том, что он стал жертвой пожара на борту авианосца Форрестол (USS Forrestal) в 1967 году во время вьетнамской войны, в результате которого были повреждены семь истребителей-бомбардировщиков Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II. Возможно правда так никогда и не будет раскрыта, но это всё равно остаётся интересной загадкой.
5. Рекордная подводная лодка Японии
Огромная подводная лодка класса I-400 была обнаружена в августе 2013 года, в 700 метрах под водой у берегов Гавайских островов. «I-400» была огромной японской подводной лодкой времён Второй мировой войны, спроектированной для перевозки трёх гидросамолетов бомбардировщиков, которые могли бы нанести удар по районам, находящимся за пределами диапазона досягаемости обычных японских самолётов. Японцы планировали создать флот из 18 подводных лодок, которые могли бы потенциально запускать удары по американским городам, но эти планы так и не были реализованы, и были построены лишь три таких гидросамолёта. Даже эти три не использовались по назначению, они обычно использовались для перевозки топлива на острова в Тихом океане.
При своей длине в 122 метра эти судна были самыми длинными подводными лодками в мире на тот момент, и диапазон их досягаемости составлял 60 350 километров. Они не были превзойдены по размеру или диапазону вплоть до появления американских атомных подводных лодок в конце 1950-ых и начале 1960-ых годов. Американский военно-морской флот захватил I-400 в конце войны и потратил значительные ресурсы для изучения тайны затонувшей подводной лодки. После запроса от Советского союза на изучение I-400 в 1946 году, американцы запустили в неё три торпеды и отправили обратно в глубины океана, чтобы у Советского союза не было возможности изучить её.
4. Два паровоза, о которых никто не знал
Фотография: Тони Хисгетт (Tony Hisgett)
В 1985 году Пол Хеплер (Paul Hepler) составлял карту дна океана у берегов Нью-Джерси при помощи магнитометра, когда он обнаружил два больших металлических предмета. Не зная чем они были, он нырнул вниз, чтобы присмотреться, но не смог ничего увидеть. Когда он позже вернулся на это место, он обнаружил, что это были два паровоза 1850 года, которые стояли бок о бок на глубине 27,5 метра под водой. Ещё более невероятным является тот факт, что никто не знает, как они туда попали. Нет даже никаких записей об их построении, не то, что о том, что они потерялись в море.
Существует несколько теорий о том, как они туда попали: паровозы могли сбросить с корабля в шторм, чтобы уменьшить нагрузку, или же они могли просто свалиться. Учитывая то, что они были построены ещё до того, как железные дороги связали всю Америку, считается, что они перевозились в Средне-Атлантические штаты, и именно поэтому их перевозили на лодке. Тем не менее, учёным известно, что это были паровозы модели «Planet Class 2-2-2 Ts», практически устаревшие ещё на тот момент, когда они были построены и очень редко встречающиеся сегодня. Несмотря на то, что они были покрыты более чем 160-летней ржавчиной, они довольно хорошо сохранились, и сейчас планируется поднять их на сушу для сохранения.
3. Потерянные пагоды Махабалипурама (Lost Mahabalipuram Pagodas)
В течение долгого времени люди индийского города Махабалипурам говорили о семи пагодах настолько великолепных, что боги стали завидовать и заставили море поглотить шесть из них. Тем не менее, историки всегда считали, что оставшаяся на суше пагода была единственной в своём роде, отвергая историю как местную легенду. Однако во время цунами в День Подарков (Boxing Day) в 2004 году, вода отступила на 500 метров, открыв легендарные пагоды на короткий период времени.
Когда вода устремилась назад, она смыла осадок на структурах, открыв их в первый раз за многие века. Местные рыбаки организовали команды водолазов на месте, где они были поражены находками. Руководитель экспедиции, Монти Холлс (Monty Halls) сказал следующее: «изначально у нас преобладало чувство недоверия. Сам масштаб этого места был очень впечатляющим». Находки повысили доверие к легенде о пагодах, и стали доказательствами того, что они на самом деле могли быть поглощены морем, как говорится в легенде. Что еще более важно, это место станет богатым источником знаний о династии Паллавов (Pallava).
2. Сфинкс
Фотография: Роланд Унгер (Roland Unger)
В начале 2014 года подводные археологи обнаружили сфинкса у берегов Багамских островов во время изучения обломков древнего кораблекрушения. Несмотря на трудности в изучении статуи из-за эрозии и кораллов, учёные объявили, что она почти наверняка обладает ближневосточным происхождение. Кроме того, известняк из которого она была сделана, как полагают, происходит из Вади Рахану (Wadi Rahanu), египетского региона, известного своими известняковыми карьерами с 3500 года до нашей эры. Считается, что сфинкс пролежал там приблизительно 2500 лет и, возможно являлся частью грузов на корабле, который изучался первоначально.
Как считают большинство историков, древние египтяне были плохими моряками, поэтому наличие Сфинкса особенно странно. В целях определения происхождения судна нужно провести больше исследований сфинкса и корабля. Это позволит нам понять, почему и каким образом сфинкс оказался на дне Карибского моря. К сожалению, исходя из того, что корабль был сильно повреждён, единственное, что мы смогли извлечь из поразительной находки на данный момент это то, что корабль был сделан из кедра. Это совсем не много, поэтому вполне возможно, что мы никогда не разгадаем тайну подводного сфинкса.
1. Мифический город
Давно считавшийся мифом, город Гераклеон (Heracleion) (у греков) или Тонис (Thonis) (у египтян) был заново открыт в заливе Абукир (Aboukir), рядом с Египтом под 46 метрами воды. Он был найден в 2000 году, после того, как оставался погребённым под песком и грязью в течение 1200 лет. В связи со смесью артефактов, найденных на месте, предполагается, что город был шумным торговым центром, главной остановкой для коммерческих судов из Греции и Египта. В этом регионе были обнаружены 64 других останков кораблекрушений, а также 700 якорей. С места Гераклеона были подняты массивные статуи, которые, как считается, украшали храмы в городе.
Среди других артефактов были обнаружены монеты, весы из Греции и Египта, а также таблицы с текстами из обеих цивилизаций. Эту находку делает ещё более невероятной то, как она сохранилась - артефакты, погребённые под слоями песка в течение 1200 лет практически не пострадали. По данным проведённых подсчётов, обнаружение всех секретов, которые таит в себе город, может занять до 200 лет.
Источник