Леонардо Да Винчи. Таинственная «Джоконда»
Картина находится за пуленепробиваемым стеклом, которое отсвечивает.
Более того, творение Да Винчи окружает еще и ограда на расстоянии около двух метров, поэтому картину можно увидеть только издалека. К тому же, вокруг ограды толпилось множество ценителей искусства.
Почему «Мона Лиза» столь недоступна? Конечно, все дело в том, что «Джоконда» - это одно из самых знаменитых произведений искусства в мире. Кто не знает эту замечательную картину? Кто ей не восхищается? Пожалуй, сложно найти такого человека, а популярность коварна. На картину было совершено несколько покушений в середине XX века - «Джоконду» обливали кислотой, кидали в нее камнями… После этих неприятностей «Мону Лизу» решили обезопасить.
Охранять действительно есть что, «Джоконда» Да Винчи - уникальна. Картина является одной из лучших в жанре портрета. Это творение Леонардо имело огромное влияние на произведения Высокого Возрождения, а через них, опосредованно, и на все последующее развитие жанра.
Джоконда на картине изображена очень реалистично - женщина кажется живой, будто она вот-вот что-нибудь скажет или повернется… Ее взгляд одухотворен, а на лице едва читается мимолетная улыбка. Улыбка Джоконды - это самая знаменитая из опутывающих картину загадок.
Эта улыбка, легкая и блуждающая, не похожа ни на какую другую, а если взглянуть только в глаза Моны Лизы, кажется, что женщина просто холодно смотрит в пространство, но не улыбается… На многих других картинах великого мастера можно увидеть подобную улыбку, но именно при создании «Джоконды» Да Винчи достиг совершенства.
Современники Леонардо высоко оценили «Мону Лизу», картиной восхищались. Однако, позже, о «Джоконде» забыли. Вспомнили о прекрасном портрете только в середине XIX века, когда близкие к символистскому движению художники начали восхвалять его. Деятели искусства ассоциировали «Мону Лизу» со своими идеями о женской загадочности.
Английский искусствовед Уолтер Патер в своем эссе 1867 года отзывался о Джоконде, как о неком мифическом воплощении вечной женственности. Патер писал: «Оно старше скал, меж которых сидит» и «оно умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Таинственное очарование Джоконды восхищало и в то же время пугало знатоков искусства, кто-то сравнивал ее даже с вампиром.
Но, несмотря на это, вряд ли «Джоконда» стала бы столь популярной картиной, овеянной таким количеством мифов и загадок, если бы не одна история, которая произошла с ней в начале XX века.
Вечером 21 августа 1911 года великое произведение Да Винчи «Джоконда» так же таинственно, как и все, что с ним связано, исчезло из Лувра. Среди работников музея началась паника. Весь следующий день обыскивали каждый уголок Лувра, приехала полиция, музей был закрыт для посетителей.
Лишь к вечеру был обнаружен стеклянный корпус и рама от картины на маленькой площадке служебной лестницы. Сама «Мона Лиза» пропала бесследно…
Вскоре, директор Лувра, Теофиль Омоль, был уволен, поскольку всего за год до этого печального события он заявил: «Чтобы кто-нибудь украл Мону Лизу? Это так же правдоподобно, как кража колокольни собора Парижской Богоматери!» Увы, Омоль был глубоко не прав.
Общественность была обескуражена случившимся. Каждая газета писала об этом громком деле, известный журнал «Иллюстрасьон» называл похищение «Джоконды» национальным бедствием.
Журнал обещал вознаграждение за возвращение творения Леонардо: 40 тысяч франков должно было достаться тому, кто принесет картину в редакцию, 20 тысяч франков тому, кто расскажет о местонахождении шедевра и 45 тысяч вернувшему «Джоконду» до 1 сентября.
Наступило 1 сентября. Никаких известий о картине не было слышно. «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «45 тысяч франков тому, кто принесет «Мону Лизу», при этом у него даже не спросят имени.» Но никто не пришел. Время шло.
Публикации о картине продолжались, каждая статья сопровождалась репродукцией или фотографией «Джоконды», ни одна европейская газета не обошла стороной «кражу века». Уже каждый человек, даже далекий от искусства, знал «Джоконду» в лицо, любой мог узнать портрет прекрасной флорентийки из тысячи.
С каждым месяцем картина становилась все более и более известна во всем мире. «Джоконда» обрастала легендами, люди пытались разгадать тайну ее божественной, или демонической улыбки, ее мысли, ее мистическое очарование… Гадали и о том, какая именно женщина изображена на полотне, но секрет «Моны Лизы» невозможно разгадать, таинственно в ней все - и в наши дни многим умам не дает покоя эта загадка картины.
Никогда, наверное, мир не узнает наверняка кто же такая Джоконда - супруга ли торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, Лиза Герардини, как гласит официальная версия, или одна из любовниц Джулиано Медичи, или это просто «идеальная женщина»… А, может быть, «Мона Лиза» - это автопортрет самого Леонардо Да Винчи?
В далеком же 1911 году, «Джоконда» попала даже в центр политических споров. В то время в Европе назревала большая война, Франция жаждала реванша за поражение, нанесенное ей Германией в 1870 году. В этой напряженной обстановке подозрение в краже пало на самого императора Германии - Вильгельма II.
Французские журналисты писали, что Вильгельм отправил своих людей украсть «Джоконду», чтобы продемонстрировать слабость Франции. Германские газетчики, в свою очередь, рассказывали о том, что Франция с помощью «кражи века» пытается спровоцировать войну.
Возникало и множество других, самых невероятных версий. Говорили о сумасшедшем, который влюбился в прекрасную женщину на великом полотне и поэтому украл картину, об анархистах, желающих свергнуть правительство, об американском миллионере, который совершил эту ужасную кражу, чтобы пополнить свою коллекцию…
Также под подозрение пали знаменитый художник Пабло Пикассо и поэт Гийом Аполлинер, один из приятелей которого, некий Жери Пьере, за несколько лет до этого случая, успешно воровал из Лувра экспонаты небольших размеров. В числе покупателей украденных Жери ценностей был и Пикассо, которого с ним познакомил как раз Аполлинер.
Однако ни одна из версий не была подтверждена. Прошло два года, а «Джоконда» так и не была найдена…
Все это время, пока мир строил безумные предположения относительно местонахождения картины, ставшей за это время легендой, она находилась в Париже. «Мона Лиза» была спрятана на третьем этаже большого дома «Сите дю Герон» в куче хлама. Здесь жили итальянские рабочие.
21 августа 1911 года итальянский мастер по зеркалам, Винченцо Перуджиа, работавший в Лувре, просто снял «Джоконду» со стены, достал из рамы и вынес через служебный вход. Все было чертовски просто! Эти два с лишним года Винченцо и «Джоконда» ждали своего звездного часа.
Когда Перуджиа замыслил украсть картину им двигало патриотическое чувство - рабочий искренне полагал, что это творение великого итальянца Леонардо Да Винчи вывез с родины Наполеон, вместе с другими произведениями искусства. Винченцо не знал, что Да Винчи сам привез «Джоконду» во Францию.
В ноябре 1913 года флорентийский антиквар Альфредо Джери получил письмо от некого Винченцо Леонарди. Джери предлагали приобрести одно из лучших итальянских произведений искусства - исчезнувшую из Лувра «Мону Лизу».
Загадочным Леонарди был тот самый Винченцо Перуджиа. Когда Винченцо, после долгих переговоров, привез картину во Флоренцию, он сказал: «Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»
Перуджиа покорил итальянцев своим патриотизмом, однако, небольшой тюремный срок ему все-таки дали.
Таинственная же «Джоконда», после показов в итальянских городах, в начале 1914 года вернулась в Лувр. За эти несколько лет Мона Лиза превратилась в самую знаменитую и самую мистическую картину современности, в настоящий шедевр мировой классики.