Чиатура - городок в Грузии, в начале 50-х годов ставший важным поставщиком марганцевой руды. Ее добывали в горах, окружающих город, и важным транспортным средством, обеспечивающим быстрое перемещение между шахтой, заводом и жилыми кварталами, стала канатная дорога, которую стали использовать и в гражданских целях. Сегодня сталинская подвесная дорога частично разрушена, но семнадцать ржавеющих «пепелацев» все еще курсируют над Чиатурой. Фотограф Амос Чеппл, подготовил живописный и отчасти сюрреалистический репортаж о том, кто и как использует этот архаичный транспортный ресурс в повседневной жизни города.
Горнорудная марганцевая шахта и перерабатывающий завод расположены в восточной части Чиатуры. Первоначальное предназначение канатной дороги - перевозка работников шахты с рабочей платформы в городе на вершину горы. Со временем канатная дорога стала важной частью городской транспортной сети, однако вагончики, перевозившие рабочих, не модернизировались. За долгие годы они приобрели «ретрофутуристический» вид, покоряющий сердце любого поклонника эстетики стимпанка.
Вид на Чиатуру с высоты птичьего полета. Советская власть приложила усилия к тому, чтобы промышленный городок Чиатура стал «раем для советских трудящихся». Впрочем, это не было чистым альтруизмом - во времена СССР шахты в Чиатуре покрывали 60% мирового спроса на марганец.
Станция канатной дороги. После распада Советского Союза путь к свободе Грузии был омрачен несколькими войнами и экономическим упадком, который не обошел стороной и Чиатуру. Инфраструктура канатной дороги сегодня находится в плачевном состоянии.
Мозаичное панно из речной гальки с профилями Ленина и Сталина - наследие ушедшей эпохи.
Вагончик канатной дороги над рекой Квирила. Из-за промышленных стоков перерабатывающего завода вода в реке почти черная и непригодная для питья.
Транспортный механизм старых канатных вагончиков самый примитивный, в нем не предусмотрено никаких тормозов; в случае обрыва тягового каната кабина неудержимо летит вниз, превращаясь в капсулу смерти для своих пассажиров.
Транспортные кабины канатной дороги: в первые годы работы и почти семьдесят лет спустя.
Главный вокзал канатной дороги
Приметы ушедшей эпохи: Вагончики маршрута №25 были оборудованы телефонной связью. Сегодня она не работает, но у этого архаичного транспортного средства есть, как минимум, одно преимущество - проезд бесплатный для всех.
Вагончики нового образца, поставленные на линию, введенную в эксплуатацию в конце 60-х годов, уже были оснащены тормозами. Только это спасло жизнь двенадцати пассажиров, когда в 2008-м году на линии случился разрыв тягового каната. В течение двенадцати часов люди беспомощно висели над городом, дожидаясь приезда спасательной команды из Тбилиси.
Вид на перерабатывающий завод на реке Квирила.
Вагончики, работающие на маршруте №25, бесперебойно курсируют над Чиатурой уже более шестидесяти лет. Возможно, в будущем году они отправятся на заслуженный отдых: правительство Грузии запланировало модернизацию канатной дороги.