Читая подшивку "Техника Молодежи" 1980 год.
ВИКТОР ГЛУШКОВ,
академик, Герой Социалистического Труда
Рабочий день
- Виктор Михайлович, расскажите, как изменится на рубеже XX- XXI веков рабочее место людей различных профессий, что нового привнесут в их труд кибернетика и электроника?
![](http://img12.nnm.me/d/7/6/c/7/c16a054523e8fc990703a15ed28.jpg)
- Начнем с машиностроения. Основные здесь операции: литейные, прессовые, станочные, сборочные и контрольные будут полностью автоматизированы. На всех заводах и фабриках в повседневный обиход войдут автоматизированные рабочие места, на которых будут трудиться квалифицированные операторы автоматических линий.
Сложнее дать прогноз в области строительства, где объект труда переменный, разветвленный и очень обширный. Думаю, что здесь на помощь человеку придут универсальные роботы. Правда, еще не такие роботы, как в фантастических романах, способные работать в любых условиях и умеющие делать все. По¬этому во многих случаях действия людей в производственном процессе будут еще необходимы.
Представьте себе будущий подъемный кран, который сплошь напичкан
автоматикой. Все равно без человека он работать не сможет. Ведь необходимо знать и видеть, что и где взять и как и куда положить. Конечно, в принципе можно сделать робота, который бы справлялся и с этой работой. Но к тому времени, о котором мы говорим, промышленность просто еще не успеет дать стройкам дешевых и универсальных роботов, которым достаточно было бы отдать приказ и они без всякого контроля вы¬полнили бы его. Хотя в перспективе, конечно же, будут и такие машины.
- Вы говорите, что автоматизация изменит привычный нам стиль работы людей очень многих профессий. К&к повлияет она на деятельность инженера-проектировщика?
![](http://img11.nnm.me/0/f/5/4/e/8d7ba8acc6963a49ec63f083a75.jpg)
- Что прежде всего замечаешь в конструкторском бюро? Различные бумаги, эскизы, чертежи на столах и кульманах... Большинство сотрудников занято утомительной чертежной работой, которая отнимает подчас ку¬да больше времени, чем сам творческий процесс поиска принципов и вы¬бора проектных решений при создании новой конструкции. В КБ завтрашнего дня место обширного чертежного хозяйства займут сравнительно немногочисленные автоматизированные рабочие места проектантов-творцов, оснащенные вычисли¬тельной машиной. Причем каждая ЭВМ будет подсоединена к общей сети компьютеров, что позволит проводить конструкторскую работу как бы на трех последовательных уровнях: разработки проекта в целом, его агрегатов и узлов и, наконец, рабочего деталирования. Получив исходные данные от более высоких уровней, вступит в действие автоматизированная система проектирования де¬талей. Готовые данные об оптимальной конструкции каждой детали воз¬вращаются на следующие уровни - систему автоматизированного проектирования узлов и агрегатов, а затем всего изделия. Если в разработке каждой детали участвовал только один человек, то здесь уже с компьютером одновременно будут работать группы специалистов, осуществляя со своих рабочих мест взаимную увязку деталей, узлов и агрегатов в единый проект. И все это без долгих взаимных хождений по подразделениям КБ, уговариваний, согласований.
Ну а возьмите такие крупные проекты, как поворот сибирских рек в Среднюю Азию, прокладка БАМа, перестройка городов, создание территориально-производственных комплексов. Система автоматизированной разработки таких проектов, требующая уже межотраслевой кооперации, будет использовать сеть вычислительных центров.
Внешне рабочие места конструкторов станут походить на пульты управления в крупных телецентрах или центрах управления полетами. А обслуживающие их ЭВМ могут находиться далеко, даже в другом го¬роде.
Зачатки подобных систем созданы уже сегодня. Но что есть у современного конструктора, даже если он работает с дисплеем? Только световое перо, с помощью которого он может наносить чертеж прямо на экран. А вот конструктор завтрашнего дня получит целую гамму различных устройств, которая позволит ему вы¬давать команды машине даже прямо голосом. Со стороны его работа будет поэтому выглядеть скорее как беседа с умным и расторопным помощником, которому ничего не стоит практически мгновенно сделать по вашему приказанию новый чертеж. А ведь сегодня, если вы проектируете, скажем, дом и решили убрать ка¬кую-то секцию, то на переоформление
чертежей целой группой сотрудников уйдет день, а то и два.
Мало того, обычно здание на чертеже выполняется в определенных проекциях, а на экране оно сможет поворачиваться под любым углом. А так как дисплеи к тому времени будут цветными, вы сможете увидеть ваше детище, скажем, при изменении освещения. Это очень важно для достижения высоких архитектурных достоинств проектируемого сооружения.
Еще одно немаловажное отличие такой системы проектирования от со¬временных: переход на безбумажную документацию. Весь огромный объем сведений, который содержат кипы чертежей и тома описаний, составляющие проект сегодня, как правило, будет переводиться в систему ЭВМ, обязанность которых управлять автоматическими линиями, изготовляющими соответствующие изделия или их крупные части. Для строителей при-годятся, пожалуй, только сборочные чертежи.
- Виктор Михайлович, то, что достижения кибернетики придут на рабочее место людей, связанных с производством, наукой,- это уже ясно. Но станет ли она таким же незаменимым помощником медиков и педагогов?
- Конечно же, с автоматизацией труда учителей и врачей дело обстоит куда сложнее. Ведь они работают с живыми людьми, человеческое отношение в их профессии - один из важнейших элементов.
Однако это еще не означает, что кибернетика и автоматика обойдут людей таких профессий. Сейчас медики постоянно сетуют, что им на приеме больше времени приходится тратить на записи и изучение истории болезни, чем на самого пациента. Врачу завтрашнего дня все это будет не¬знакомо. До прихода к нему пациент сможет сообщить все жалобы на со¬стояние своего здоровья роботу, который и внесет их на соответствующую перфокарту. И как только боль¬ной попадет к врачу, все необходимые данные появятся на экране дисплея. Устанавливая диагноз и назначая лечение, врач сможет тут же консультироваться с машиной, в памяти которой хранятся мнения многих тысяч специалистов, основанные на всевозможных случаях, встречавшихся в их практике.
![](http://img15.nnm.me/0/6/d/7/a/f23cf0bfe9e2dd277ada26ed4aa.jpg)
Все, о чем мы говорили, относится не только к терапевтам, но и к хирургам. Конечно же, я не думаю, что к началу XXI века роботы будут столь совершенны, чтобы заменить опытно¬го хирурга в его кропотливой, поистине ювелирной работе. Вряд ли им поручат даже простейшие операции. Но они, бесспорно, сделаются незаменимыми ассистентами, имеющими быструю, поистине молниеносную реакцию, никогда не путающими, ка¬кой именно хирургический инструмент от него потребовали. И конечно, они смогут посоветовать, обратившись к огромной справочно-информационной службе, что же имен¬но надо сделать, если, скажем, у оперируемого вдруг обнаружилась непредвиденная реакция на вводимые препараты, неожиданно остановилось сердце... Такая помощь в критических ситуациях может оказаться неоценимой.
![](http://img15.nnm.me/4/2/a/5/c/b10d13ce4090d9694e50d728d1f.jpg)
- Теперь хотелось бы услышать ваше мнение о том, каким будет учитель конца XX века? Что нового по¬явится в методике преподавания?
- Как вы, наверное, уже поняли, кибернетика и автоматика способны на очень многое. Так что чисто теоретически вполне можно было бы представить, что уж кого-кого, а учителей заменить компьютером про¬сто. Что же, с технической точки зрения это действительно так. Если вообразить себе робота-педагога, зачитывающего ученикам урок, то такого «учителя» сделать пара пустяков. Он и предмет-то будет лучше знать, чем человек.
Но ведь он не сможет давать ребятам примера для подражания, как это делает хороший педагог, что в педагогике очень важно.
Учитель в школе останется всегда, но научно-технический прогресс поможет и ему... Скажите, например, на что тратится основное рабочее время педагога. На творческое общение с учениками? Отнюдь нет. Главным образом на формальную проверку их знаний, проверку выполнения заданий, выставление оценок. Скоро все это будет проводиться совсем иначе.
Уже сейчас разработаны рабочие места учеников, которые станут обычными в городе завтрашнего дня. На экране перед учеником появляются различные задания из запрограммированных учебников. Он пытается выполнить их. Если что-то не получается, то появляются указания, наталкивающие его на нужное направление решения. Если и после этого правильного ответа не получено, то совершенно ясно - тема не усвоена, нужно переходить к более легким заданиям.
А роль преподавателя в таком автоматизированном классе сведется к на¬правлению этого процесса познания, дополнению содержания учебника не-стандартными примерами. Естествен¬но, очень многие из вопросов, которые могут задать ученики, будут заранее предусмотрены. В память компьютера заложат ответы на них, подготовленные лучшими специалистами. Но, конечно же, к концу нашего века память ЭВМ еще не столь разовьется, чтобы ответить на любой вопрос, рожденный молодым воображением Все нестандартные вопросы преподаватель возьмет на себя.
Ну а возьмем такую ситуацию: ученик теряет уверенность в себе, и его необходимо приободрить личным примером, показать ему, достав карандаш и бумагу, как нужно решить задачу. Разве какой-нибудь даже самый умный робот сможет заменить в такой ситуации учителя-человека? В городе будущего, на мой взгляд, к концу XX века очень разовьется учеба на дому. И обеспечиваться она будет все тем же автоматизированным домашним телевизором, о котором мы говорили в первой беседе Конечно, лекции по одной из телевизионных программ читаются и сего¬дня. Но если сейчас мы не можем за¬давать вопросы лектору, а вынуждены просто слушать его, то в недалеком будущем такая возможность по¬явится
Автоматизированный телевизор завтрашнего дня будет снабжен специальными клавишами, с помощью которых можно попросить лектора пояснить непонятный вопрос. И индивидуально для спрашивающего лектор пояснит все, что необходимо. Для этого лектор должен заранее предвидеть все вопросы, которые могут возникнуть, и предварительно за¬писать все ответы на них.
- Виктор Михайлович, чуть раньше вы говорили, что компьютер и автоматика придут на помощь всем творческим людям. Но что они могут дать, скажем, поэту? Стихи за не¬го писать, что ли?
- Конечно, появятся компьютеры, способные слагать неплохие стихи. Но поэты не останутся без дела. Ведь произведения, созданные самой ЭВМ, всегда будут хуже тех, которые напишет она в содружестве с человеком Причем не только из-за того, что человек наделен чувствами.
![](http://img15.nnm.me/4/2/a/5/c/b10d13ce4090d9694e50d728d1f.jpg)
nnm