Оригинал взят у
bennyblues в
Письмо о катастрофическом положении с лицензированием тушения лесных пожаровС 1 января 2012 действует требование законодательства о лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров. При этом, положение о лицензировании, без которого получение лицензии было невозможно, вступило в действие лишь в конце февраля 2012 года. Подобное отношение властей к этой важнейшей теме привело к тому, что к началу пожароопасного периода леса фактически некому тушить. Во всяком случае законно. В связи со столь безответственным поведением законодателей и правительства Гринпис России был вынужден обратиться к президенту Медведеву с письмом следующего содержания:
Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 января 2012 года введено обязательное лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. Основные требования к лицензированию деятельности по тушению лесных пожаров были утверждены постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 69 "О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров".
Введение обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров не было своевременно и должным образом подготовлено. "Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров", утвержденное вышеупомянутым постановлением Правительства РФ, было официально опубликовано в "Собрании законодательства Российской Федерации" 13 февраля 2012 года, и вступило в силу только 21 февраля. Форма заявления о предоставлении лицензии была утверждена приказом Рослесхоза от 15 февраля 2012 года № 49, по состоянию на 10 апреля этот приказ опубликован не был и в силу не вступил. Фактически процесс лицензирования начался после вступления в силу постановления Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 69, т.е. после 21 февраля.
Позднее начало работы по лицензированию деятельности по тушению лесных пожаров привело к тому, что к первому апреля, усредненной дате начала пожароопасного сезона в лесах Российской Федерации, лицензии по тушению лесных пожаров смогли получить только 225 организаций лесного сектора (из нескольких тысяч организаций лесного сектора, ранее принимавших участие в тушении лесных пожаров). В ряде регионов ко времени начала лесных пожаров не было ни одной организации, имевшей лицензию на их тушение. Таким образом, фактически были созданы условия, в которых невозможна законная деятельность по тушению лесных пожаров.
Введение обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров ведет к многократному сокращению количества организаций и людей, которые при необходимости могут быть привлечены к тушению лесных пожаров. В частности, действующим законодательством обязанность по тушению лесных пожаров не возлагается на лесопользователей, в том числе арендаторов лесных участков. Соответственно, никаких законных средств принуждения арендаторов к получению лицензий на деятельность по тушению лесных пожаров у государственных органов нет (и это подтверждается практикой лицензирования: по состоянию на 1 апреля 2012 года, из 225 лицензий, включенных в реестр, только 24 были выданы различным коммерческим структурам, в том числе арендаторам лесных участков). При этом на долю лесозаготовительных организаций приходится 66% от среднесписочной численности работников лесного сектора за 2011 год, и 81% от хозяйствующих организаций (организаций лесного сектора за вычетом органов управления лесами), потенциально имеющих право тушить лесные пожары.
Таким образом, введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, даже после того, как основная часть заявок на получение лицензий будет удовлетворена, сократит количество работников, которых на законных основаниях можно будет привлечь к тушению лесных пожаров, в 3-5 раз, в зависимости от того, какую долю арендаторов лесных участков органы управления лесами смогут убедить получить лицензии.
Особо опасная ситуация сложилась с лицензированием деятельности по тушению лесных пожаров в государственных природных заповедниках и национальных парках. Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров устанавливает лицензионные требования, предусматривающими наличие у руководителя или заместителя руководителя высшего или среднего профессионального образования по специальности "лесное хозяйство", "лесное и садово-парковое хозяйство", "лесное и лесопарковое хозяйство", "лесное дело". Специфика деятельности государственных природных заповедников и национальных парков такова, что в большинстве из них руководящие должности занимают специалисты с иным высшим образованием, необходимым для обеспечения задач особо охраняемых природных территорий.
В связи с этим подавляющее большинство заповедников и национальных парков не сможет получить лицензии на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров, несмотря на то, что в течение многих десятилетий они самостоятельно обеспечивали охрану своих территорий от огня и осуществляли тушение лесных пожаров. По состоянию на 10 апреля 2012 года, по данным Реестра лицензий Федерального агентства лесного хозяйства на осуществление деятельности по тушению лесных пожаров, лицензии были выданы всего шестнадцати заповедникам и национальным паркам из 145 имеющихся в Российской Федерации. Это создало реальную угрозу пожарной безопасности всей системы федеральных особо охраняемых природных территорий России. При этом недопустимо низкий уровень финансирования подавляющего большинства федеральных ООПТ не позволят привлекать к тушению лесных пожаров коммерческие лицензированные организации, по крайней мере, при высоком уровне пожарной опасности и большом количестве пожаров. Кроме того, при наличии у персонала ООПТ опыта и навыков тушения пожаров, привлечение сторонних организаций будет являться необоснованной тратой бюджетных денег. В сложившейся ситуации введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров прямо противоречит установленной частью 1 статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», так как создана ситуация, в которой введение лицензирования привело к ущемлению интересов государства, законных интересов граждан.
Введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров, и в особенности введение лицензионных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 69, привело к резкому ухудшению ситуации с охраной лесов Российской Федерации от пожаров, и к практической невозможности организации охраны от пожаров большинства федеральных особо охраняемых природных территорий.
Добавим к вышеизложенному, что введение лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров само по себе не обоснованно и противоречит логике действующего законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федеральным законом Российской Федерации от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, ... возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. При этом тушение лесных пожаров, согласно статье 53.8 Лесного кодекса РФ, выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями. Таким образом, государство при выборе организации, обеспечивающей тушение пожаров, уже имеет возможность, не прибегая к лицензированию, обеспечить предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан и окружающей среде в той мере, в какой это вообще можно обеспечить на этапе выбора исполнителя работ. Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, прямо возлагают задачи по поддержанию пожарной безопасности в ООПТ на Минприроды РФ, Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (пункт а статьи 7) возлагает на ООПТ задачу по защите данных территорий. При этом, важнейший элемент защиты ООПТ - защита от пожаров, теперь подлежит лицензированию. Выглядит абсолютно нелогичным требовать получения лицензий от государственных и автономных учреждений, от ООПТ на осуществление деятельности, которая является их обязанностью, исходя из действующего законодательства. С учетом описанной выше фактической невозможности получения лицензии ООПТ фактически поставлены в ситуацию, когда исполнение ими законного требования по защите охраняемых территорий от пожаров является противоправным.
В связи с этим просим Вас подготовить и внести в Государственную Думу законопроект, предусматривающий исключение деятельности по тушению лесных пожаров из перечня видов деятельности, на которые требуются лицензии (путем внесения соответствующих изменений в статью 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). Просим также принять меры к незамедлительному внесению в Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 г. № 69, изменений, позволяющих всем государственным природным заповедникам и национальным паркам получить лицензии на тушение лесных пожаров (действующие до отмены лицензирования на этот вид деятельности).
Кроме того, просим Вас принять меры по выявлению и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в несвоевременной и некачественной подготовке нормативно-правовых актов, сделавшей невозможной получение лицензий на тушение лесных пожаров большинством организаций до начала пожароопасного сезона.