Размышления катехизатора на тему ситуации с "Puss riot" и религиозной реакцией на неё.

Mar 21, 2012 18:17


"Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
Но кто любит Бога, тому дано знание от Него." Кор. 8:2-3.

Так много было сказано по поводу "Puss riot", что мне даже пришлось посмотреть как же они правильно называются, и тоже захотелось высказаться по этому информационному поводу.

У всего этого явления есть, безусловно, много разных граней. Я бы выделил три: политическая, общественная и религиозная. Разбирать первые две мне не хотелось бы. И про политику (печально, что Церковь воспринимается, как одно из министерств  государства, печально, что есть вероятность увеличения тяжести наказания по политическим мотивам, печально, что опять работает старый приём отвлечения внимания толпы от реальных проблем) и про общество (за нарушения закона всякий человек должен нести ответственность, предусмотренную законом не больше, но и не меньше, только так мы станем нормальной цивилизованной страной), собственно, всё уже сказано.

Мне, как христианину и человеку, считающему, что любое событие, которое встречается в его жизни, христианин должен оценивать в первую очередь именно с религиозной точки зрения, хочется остановиться на собственной религиозном аспекте этого явления и, более того, на одной его частности, про которую, я к сожалению, не слышу, чтобы люди говорили.

Религия говорит о личных отношения Бога и человека, а личные отношения всегда индивидуальны. Поэтому, я считаю, не может быть однозначно правильной, или однозначно неверной реакции на "акцию" " Puss riot ". Мы знаем, что устами апостола Петра Бог осудил Ананию, оскорбившего Духа Святаго, на смерть, и устами того же Апостола он вразумил Симона волхва, сделавшего тоже и помиловал его. Кто то, искренне любящий Бога и Храм его, искренне оскорбляется содеянным и мыслит защитить святыню, кто то, видя в людях, пусть заблуждающихся, Образ Божий, не может не отнестись к ним милосердно.

Но это событие - повод всем нам задуматься. Повод заглянуть в свою душу, прислушаться к ней, понять, почему так и именно так реагируем мы на него.
Ведь и призывать Церковь ходатайствовать о милосердии, и пытаться говорить от лица Церкви, взывая в наказанию, можно по абсолютно разным причинам. Только честность с самими собой и Богом поможет нам не ошибиться, не принять теплохладность за милосердие, а жестокость за гнев праведный. Люди пишут о милости? Хорошо! Но почему они об этом пишут? Не является ли для конкретного человека основной именно политическая причина, не считает ли он, что отпустить девушек и не наказывать их надо потому, что они правы, потому что сам этот человек поддерживает их в просьбе "Богородица Путина прогони"? Это - не достойный мотив. Есть другой вариант - человек может считать, что милосердие Церкви к Её обидчикам положительно скажется на Её имидже. Здесь есть ревность по Церкви, но мотив этот всё равно не достойный, ибо полагает людей средством для политики, пусть и церковной. Конечно, самое ужасное, если человека просто напросто никак не трогает происшедшее, если сердце его огрубело, храм ему не близок, близок ли Бог - не известно и, грубо говоря, пока кто-то не оскорбит его лично, человек этот и не шелохнётся.
Такие же недостойные причины, даже более страшные, могут быть и у "защитников Православия". Человек может прикрывать религиозными мотивами свои политические предпочтения, любовь к режиму и президенту и эти люди ответят в своё время перед Богом за подобное богохульство. Может человек радеть об общественном и церковном благе, как бы защищаясь призывать карающий меч на помощь Церкви, но и это мотив не достойный, потому что мнит он себя провидцем, могущим предсказать последствия общественных событий и в угоду своим домыслам готов принести в жертву жизни реальных людей. Самое ужасное, если человек просто жесток, если он всего лишь использует это событие как повод выместить на ком-нибудбь злость, гнездящуюся в его сердце.
Но могут быть, и у тех, и у других, мотивы достойные. "Возлюби ближнего твоего" и "ревность по доме Твоём" - такими «тегами» обозначены они в Откровении.  И  человек может проверить себя по своей жизни.

Ты призываешь к любви? Бог призывает! Но являешь ли ты сам любовь своей жизнью? Посещаешь  ли ты сам людей в темнице, помогаешь ли ты бедным, не осуждаешь ли ты ближних, прощаешь ли искренне от всего сердца тех, кто обижает лично тебя, да просто, веришь ли людям, не пытаясь во всяком их поступке увидеть эгоистические, тёмные мотивы? Ведь без этого призывы к милосердию так похожи на попытку быть добрым за чужой счёт. Ещё осторожнее, мне кажется, нужно быть тем, кто призывает к наказанию. Потому что есть в Библии слова Христа против безразличных, но больше их против лицемеров. Такие люди должны задаться вопросом, а насколько они в своей жизни являют святость Храма? Ходят ли они в Церковь каждые субботу и воскресенье, жертвуют ли они на храм десятину, не оскорбляют ли они сами святость богослужения хождением по храму во время его, пустыми переговорами; горит ли их сердце молитвой во время службы, да просто, не роптали ли они когда-нибудь на золочёные иконостасы? Ведь требовать крови, претворяясь, что тебя оскорбили, не жестокость ли это?

Не задав себе этот вопрос, не восприняв это событие, как вызов нам, как призыв явить не на словах, а на деле свою любовь к храму, или к людям, мы очень рискуем ошибиться. А если даже по человеческим законам халатность, повлекшая вред людям, карается, то не осудится ли она тем паче Богом?

P.S.: То, что я здесь написал, вызвано тем, что я вижу в жизни. Недавно я проводил катехизическое занятие в одном ЦСО. И вот на этом занятии многие их тех же самых людей, которые не могут понять, почему Церковь тратит многие средства на внешнее благолепие храмов и святынь говорили мне о необходимости строжайшего наказания, говорили, что чувствуют себя оскорблёнными хоть и вспоминают о Церкви и Её храмах лишь по таким поводам поводам…
Previous post
Up