[Уродлив. Northrop F-89H Scorpion] В предыдущем посте, посвященным F-89 Scorpion, упоминались варианты вооружения последних серийных модификаций, каждая из которых по своему странная и экзотическая. Однако помимо того, что летало и стреляло в товарных количествах, было на "Скорпионах" и то, что осталось лишь лихим экспериментом.
На заглавной картинке иллюстрация к первому посту о "Скорпионе" (всего их наверное будет три) - кинематика и размещение вооружения в контейнерах на законцовках крыльев F-89H.
Турель Martin D-1. Установка управляемой турели со стрелковым вооружением планировалась еще на этапе выбора победителя конкурса на перехватчик, в середине 47го, когда еще не полетел ни XF-89 ни его конкурент Curtiss XF-87. Готова турель для F-89 стала только к концу 1951го, а в апреле 1952 начались летные испытания единственного самолета с новым вооружением - это был F-89A с серийным номером 49-2434. "Скорпион" с турелью получил внутрифирменное обозначение N-84.
Martin D-1 представляла собой большой блок, размещенный в носовой части самолета. Четыре 20мм пушки попарно устанавливались по бокам, могли отклоняться от нуля до 105 градусов, сама турель вращалась на 360 градусов в плоскости перпендикулярной продольной оси самолета. Огонь из пушек велся в трех режимах: пушки в фиксированном положении (вперед), ручное управление, автоматическое управление. В автоматическом артиллерия наводилась с помощью радара AN/APG-29 в носовой части турели и компьютера системы управления огнем, установленного за ним. Цель могла быть впереди, сбоку, снизу, сверху самолета и даже чуть позади - система сопровождала и поражала цель в любом возможном для нее положении. На каждую пушку приходилось 400 снарядов, все их можно выпалить за каких-то 30 секунд. Привод - электрический, причем поскольку турель весила больше чем любая другая, даже из тех что стояли на бомбардировщиках, электросистема была мощной. И, поскольку "Скорпион" сразу проектировался под турель, применялась она на нем изначально; интересно что после выбора в пользу стандартного для первых модификаций вооружения (т.н. Hughes gun nose, по производителю радара AN/APG-33) ее пришлось приспосабливать под требования по питанию для штатного электронного оборудования.
В сентябре 1952го F-89 с Martin D-l встал на прикол, дальнейшее развитие вооружения реактивных истребителей связали с ракетным вооружением.
1.
2. и 3.
Можно заметить что примерно в это же время летал
Grumman F9F-3 Panther с турелью Emerson Aero X17A, оснащенной четырьмя 12,7мм пулеметами, в СССР спустя пару лет испытывался МиГ-17(СН) с установкой СВ-25-МиГ-17. Советский вариант с тремя 23мм пушками правда был рассчитан для применения по наземным целям.
Первые модификации "Скорпиона" (F-89A, F-89B, F-89C) несли вооружение из шести 20мм пушек M24, история которых идет от швейцарской Oerlikon FF через французские Hispano-Suiza, через английские Hispano Mk. II и Mk. V к американской M1. В апреле 1951 года ВВС США начали программу Gun-Val, в ходе которой должны быть оценены перспективные образцы авиационного вооружения отечественного и импортного производства. Так на двух F-89C (s/n 51-5766 и 51-5772) появились швейцарские 30мм пушки Oerlikon 302RK. "Эрликоны" были развитием немецкой Mauser MG 213, оружием из темы Luftwaffe'46. Этот Маузер стал также прототипом для британской пушки ADEN, французской DEFA и американской M39. Вот так все непросто в западном мире авиапушек!
Oerlikon 302RK представляла собой автоматическую одноствольную пушку револьверного типа, это была здоровенная дура почти три метра длиной и 213 кг весом. Британская ADEN например весила 81кг. Ну понятно что все это не просто так: снаряд мощный, 30x173мм, такой же что используется на главном калибре A-10 - на пушке GAU-8, скорострельность 1200 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда 1100 м/с. Боезапас - всего 100 снарядов на ствол. А стволов было четыре. И отдача на каждый была 2 тонны. При тяге двигателей на форсаже в 6500 кг суммарно при полном залпе "Скорпион" должен был лететь задним ходом. Если же серьезно то из-за отдачи пришлось усилить конструкцию фюзеляжа и решить массу других проблем. Оказалось что Эрликоны выступают за пределы носа, а при стрельбе происходит сильные колебания стволов. Пришлось сократить их длину, что изменило работу пушек и их скорострельность упала до 937 выс./мин. Помимо этого стрельба сопровождалась отказом РЭО из-за встрясок, помпажом двигателей, ослеплением пилота вспышками выстрелов и загрязнением фонаря пороховыми газами, а отсек вооружения не продувался от них в достаточной степени. Конечно проблемы эти постарались решить, что-то подкрепили, где-то что-то изменили и т.д.
Фирменное обозначение четырехпушечного "Скорпиона" - Nortrop N-86. Всего с августа 1952 года было проведено четырнадцать испытаний, сделано 3600 выстрелов. Было признано что Oerlikon 302RK оружие могучее, но ненадежное - например ресурс ствола составлял всего 250 выстрелов. Не были готовы в ВВС и решать проблемы с обслуживанием таких тяжелых пушек.
Добавим что младший брат 30мм монстра - совсем не столь радикальные 20-миллимитровые пушки Oerlikon 206RK - ставились в рамках той же программы Gun-Val на F-86F в количестве четырех экземпляров, а сама 302ая гораздо позже и в модифицированном виде прописалась на шведском Saab JA-37 Viggen, причем нежадным шведам такой пушки хватило одной.
4.
5.
6. и 7.
Следующее сумасшествие - ракетная пушка Т-110E3. Стреляла она стандартными на то время неуправляемыми ракетами FFAR специальными, неуправляемыми, стабилизируемыми в полете ракетами T-131 калибра 70мм (2,75 дюйма). Эта машина убийства существовала в нескольких вариантах, и на F-89 (а именно F-89C s/n 51-5795 и 51-5796, они же Nortrop N-87) стояла "легкая" модификация T-110E3B, две ракетопушки стояли по бокам носовой части. Для их размещения нос самолета был немного удлинен. Отдача от Т-110E3 была очень велика, залп "Эрликонов" кажется детским лепетом - целых 15875 кг на каждой ствол. Для компенсации такой отдачи обе пушки крепились к коробчатой балке, принимающей отдачу и распределяющей ее на силовые элементы конструкции самолета. После первых выстрелов из смонтированного орудия носовая часть самолета была разрушена дульными газами, пришлось делать стальные накладки на нос.
Пусковая установка T-110E3B весила 163 кг, длина - 2,4 метра. Боезапас - 25 ракет. Пушка была нарезная, каждая ракета размещалась в гильзе со своим зарядом. При выстреле срабатывал заряд в гильзе, ракета, вращаясь со скоростью 400 об./мин, вылетала из ствола достигая 365 м/с. Затем через 0,5-0,7 секунды запускалась сама ракета, разгоняясь до 853 м/с и крутясь 800 об./мин за счет скошенных сопел ракеты. Скорострельность системы достигала 810 выстрелов в минуту.
После массы доработок как пушки так и самолета орудие было признано годным к использованию, а его характеристики, в т.ч. по точности стрельбы, вполне удовлетворительными. Однако не настолько чтобы вводить Т-110E3 в штат вооружения будущих самолетов, в 1954 году программа была закрыта. На это время оставалась нерешенной проблема малого ресурса ствола - 900 выстрелов - ствол коррозировал под воздействием реактивных газов ракеты. Еще быстрее чем ствол разрушались те элементы самолета куда эти газы попадали - обшивка, двигатели и прочее.
8.
9.
10.