Зачем сухопутной Чехословакии летающая лодка? Бороздить порожистую Влтаву и летать по карповникам? Нет, для того чтобы возить пани и панов на курорт, в Югославию, на Адриатическое море, на песчаные пляжи Сусака (Sušak). Ныне это часть хорватского города Риека (Rijeka). Именно в аэропорт этого города с 1933 года и исключительно в летние месяцы летал из Праги через Загреб самолет CSA. Но от аэропорта ехать было далеко, а местность вокруг аэродрома была гористой, что затрудняло взлет-посадку. Поэтому было принято решение летать из Загреба прямо до Сусака и садится на воду. Для реализации этой идеи была куплена британская амфибия SaRo A.19 Cloud. Чехам достался пятый, последний гражданский "Клауд". Первый полет именно этого экземпляра состоялся 15 июля 1933го, в ЧСР он попал 24 мая 1935 года. Чехи на машину поставили свои моторы: родные Armstrong Siddeley Serval III по 340 л.с. сменили Walter Pollux по 300л.с., британская регистрация G-ACGO поменялась на OK-BAK. Самолет был рассчитан на перевозку восьми пассажиров. Амфибия получила имя собственное "Адриатический экспресс", в 1936ом рейс продлили до города Сплита. Чешское "Облако" возило пассажиров вплоть до германской оккупации. После войны от самолета остался только фюзеляж, который долгое время использовали как моторизированный домик на воде, пока в 1970х его не забрали в Пражский авиационный музей (Leteckém muzeu Kbely) где он выставляется в бескрылом виде и сейчас.
1.
2.
3.
4.
5.
6.