Во Франции перед началом Второй Мировой дирижаблями занималась фирма Zodiac, та самая имя которой стало нарицательным для надувных лодок. Помимо классических дирижаблей "Зодиак" выступала в оригинальном жанре "мотобаллонов". Франция (как и Германия) в межвоенное время использовала неуправляемые привязные аэростаты наблюдения, однако оказалось что современная инфраструктура - многочисленные провода, электрические и связи, мешают транспортировать аэростат в наполненном состоянии. Выход нашли в создании для обычного баллона мотогондолы, оснащенной маломощным моторчиком. Такой "мотобаллон" легко мог трансформироваться из дирижабля в привязной аэростат и обратно сменой гондолы на традиционную плетеную корзинку наблюдателя. Первой моделью в начале 30х стал MBZ-1 (Moto-ballon Zodiac) с гондолой очень похожей на полноценный, карикатурно длинный, самолет-высокоплан. В передней части стоял маленький радиальный моторчик Salmson, вращающий двухлопастный винт, за ним - коротенькое крыло, открытая кабина для двух членов экипажа, длинный хвост и вертикальное оперение. Оказалось что стандартный баллон делает конструкцию трудноуправляемой, поэтому на модели MBZ-2 перешли на новый баллон измененной формы и с более тонкими килями. Французские военные заказали небольшую партию MBZ-2. Однако и на второй модели управляемость была не самой лучшей, на новом дирижабле MBZ-3 баллон стал с шестью тонкими килями вместо трех больших надувных, нижняя пара килей была управляемой, гондола была изменена - вертикальный киль и длинный хвост стали теперь не нужны, на мотор поставили капот NACA, а экипаж поместили под плексигласовый фонарь, что здорово добавило комфорта. Гондола по прежнему деревянной конструкции, баллон из прорезиненного шелка. "Мотобаллон" мог опускаться/подниматься динамическим способом (?). MBZ-3 мог причаливать или к простой мачте или к установленной на тяжелом грузовике, оснащенным вдобавок лебедкой. Опытный экипаж мог менять гондолу на корзину за восемь минут, ведь крепеж был только с использованием пяти тросов.
Военные оказались очень довольны третьей моделью и заказали 24 таких летающих машин с запасными частями. Тем временем, в 38-39годах Зодиак предложил гондолу новой конструкции - с толкающим винтом и крылом позади кабины экипажа.
Уже после начала войны, в 1940м году, MBZ-3 заинтересовались англичане, было предложено перевезти на Альбион для тестирования две машины с последующим заказом пятнадцати. Но немецкое наступление нарушило все планы, к этому времени в строю было 49 аэростатов "Зодиака", но только 19 или 20 из них были с мотогондолами. Во время странной войны французские аэростаты вели наблюдения вдоль границы с Германией, в основном в ночное время. Пример деятельности MBZ-3: в ночь на 12-13 мая экипаж капитана Dottin обнаружил сосредоточение крупных сил немцев на 24 км на северо-запад от Седана. Капитан немедленно сообщил об этом в штаб, где его наблюдение игнорировали, а на следующий день немцы крупными силами прорвали на этом участке фронта оборону французов. Вся материальная часть воздушных наблюдателей была уничтожена "Штуками", и капитан Dottin и его товарищи пошли воевать как обычные пехотинцы.
Всего в ходе наступления немцев было потеряно 7-8 мотобаллонов, оставшиеся были отобраны и продолжали служить теперь для Германии. Они использовались на Балканах, и даже вроде в Украине, патрулируя вдоль коммуникаций и защищая их от партизан.
Во время оккупации Zodiac производил аэростаты заграждения, к мотобаллоной теме удалось ненадолго вернуться только в 1950 году, когда из набранных по сусекам частей удалось восстановить один экземпляр. Он пролетал два года, рекламируя какую-то одежную компанию (Pernelle, если кому вдруг интересно).
1. MBZ-1 (или MBZ-2?)
2.
3. MBZ-3
4. Как видно из ТТХ дирижабль не велик - 1100м2, но зато он наполнен водородом.
5. Поздняя гондола MBZ-3.
6. Немецкий трофей.
7.
8. Эта стильная гондола находится в запасниках Musée de l'air et de l'espace Le Bourget, она от дирижабля "Zodiac MBZ-31 n°108 F-BAIZ". Что это такое - не очень ясно, возможно гражданская версия военных MBZ.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Источник: The Noon Balloon. Official Publication of the Naval Airship Association, Inc. No.77. Spring 2008