Два очень похожих концептуально, конструктивно и "вообще по жизни" самолета.
Первый - Lockheed Vega Model 2 Starliner. Идея, заложенная главным конструктором Lockheed мистером Hall Hibbard'ом была несложной: два традиционно расположенных на крыле двигателя на самолете - это надежно, но при отказе одного из них возникает неравномерность тяги и большие проблемы в управлении самолетом. Поэтому оба двигателя должны находится там же где традиционно находится один - в носовой части самолета, и работать на один винт. О соосных винтах при этом речи не шло. Если и были мысли о снижении аэродинамического сопротивления благодаря такой компоновке то они были явно не на первом плане, не шла речь и про компенсацию таким образом нехватки более мощных моторов.
Для реализации этой идеи в середине 1935го Хиббард вел переговоры с производителем рядных двигателей воздушного охлаждения Menasco, была создана спарка шестицилиндровых вертикально расположенных моторов, получившая именование Menasco Unitwin 2-544 где "544" означает объем в кубических дюймах одного двигателя. Приоритет у программы был высок, для реализации идеи в августе 1937 года была создана дочерняя фирма AiRover (с июня 1938 - Vega Aircraft Corporation), с новым заводом, а на основе Lockheed Altair для испытаний двигателя был создан специальный самолет Vega Altair 8.
Vega Starliner задумывался как легкий региональный самолет с местами для пяти пассажиров и экипажем в одного пилота. Конечно же возможны были и другие варианты использования - транспортный, более комфортабельная конфигурация для перевозки VIP-персон и т.д. "Старлайнер" представлял собой элегантный цельнометаллический низкоплан с однокилевым оперением, шасси с носовым колесом, все стойки были убираемые, однако в поток выступали частично колеса всех стоек шасси. Двигатель вращал двухлопастный винт изменяемого шага.
Первый полет самолет (регистрационный номер NX21725) совершил 22 апреля 1939 года, который закончился аварией - винт случайно перешел на малый шаг. Машину удалось удачно приземлить с минимальными повреждениями. После ремонта Vega Starliner по неясным причинам получил новое двухкилевое оперение и модифицированный Menasco Unitwin, после этих изменений он стал именоваться Моделью 22. Испытания продолжились до новой аварии - не вышла носовая стойка шасси. Опять же повреждения были минимальными и машина вновь стала летать. Налетала она еще 85 часов. К этому времени выяснилось что самолет с таким количеством мест не нужен, что фирма Menasco прекратила заниматься авиамоторами, а новые военные заказы требовали занять завод "Веги" выпуском военной продукции. Финал истории: "Старлайнер" был продан Голливуду в качестве нелетающего реквизита.
ТТХ
Размах крыла, м 12,5
Длина, м 9,86
Высота, м 2,59
Двигатель: один Menasco Unitwin 2-544 мощностью 520л.с.
Вес пустого, кг 1901
взлетный, кг 2722
Скорость максимальная, км/ч 338
на высоте, м 2285
крейсерская, км/ч 286
Скороподъемность, м/мин 107
Потолок, м 6555
Дальность, км 1030
Идея французского SNCASO SO.7010 Pégase возникла в 1946 году, послевоенной Франции нужен обновленный парк гражданских пассажирских самолетов и восьмиместный (два пилота и шесть пассажиров) аэроплан по мнению инженеров "Юго-Запада" нашел бы в нем свою нишу. Кроме базовой восьмиместной версии задумывалась более комфортная шестиместная, были в планах и транспортные, тренировочные, санитарные варианты. Выбор типа силовой установки в пользу двух спаренных рядных моторов воздушного охлаждения осуществлялся с тем же резоном что и на американском предшественнике - ради надежности. Во французском случае на общий вал работало два стоявших бок о бок Mathis G-8R, это восьмицилиндровые двигатели типа "обратное V", получивших обозначение Mathis G-16R, и винт был трехлопастным. Надо сказать что у Mathis уже был довоенный опыт в блокировании своих моторов, чего стоит аж 42цилиндровый Mathis "Vega" 42A.
Самолет цельнометаллический, набор фюзеляжа был нестандартным: основным силовым элементом был "киль" - лодкообразная конструкция "на дне" фюзеляжа к которой крепились легкие панели образующие кабину и хвостовую часть. Теоретически заказчик мог придумать кабину любой конфигурации - ведь все нагрузки брал на себя "киль".
Самолет был представлен на Парижском авиасалоне в ноябре 1946 в яркой изумрудной окраске. На самом деле на тот момент это был лишь пустой фюзеляж без многих узлов и, главное, без двигателя. Испытания машины с мотором начались в июле 47 и проходили весьма сложно, в первую очередь из-за плохой работы Mathis G-16R. Первый полет состоялся 27 февраля 1948, всего машина 15 раз поднялась в воздух пока в конце 48 не была сдана в металлолом. Возможно машину могли спасти военные заказы, но они на предложение фирмы ответили отрицательно. Главной причиной неудачи стал крайне ненадежный двигатель, он был таким даже в обычной 8цилиндровой версии, что уж говорить про "спарку". Как ни странно аналогичного по мощности обычного мотора на замену спарки французский авиапром тогда предложить не мог, да и не очень нужно было - на Sud-Ouest быстро охладели к своему самолету.
ТТХ
Размах крыла, м 14,75
Длина, м 11,12
Площадь крыла, м2 32,94
Двигатель: один Mathis G-16R мощностью 400л.с.
Вес пустого, кг 2048
взлетный максимальный, кг 3050
Скорость максимальная, км/ч 305
на высоте, м 1500
крейсерская, км/ч 275
крейсерская на одном моторе, км/ч 170
Потолок, м 5000
на одном моторе, м 1000
Дальность максимальная, км 1450
1. Vega 2 Starliner. Еще однокилевой.
2. Двигатель Menasco Unitwin.
3. Летающий испытательный стенд Vega Altair 8
4.
5.
6. Очень "автомобильный" самолет.
7. Хорошо видно выступающие колеса шасси.
1. SNCASO SO.7010 Pégase на Парижском авиасалоне 1946 года.
2.
3.
4. Силовой набор самолета.