Необычный шлюп "Диана"

Jun 15, 2013 02:32

Имел удовольствие прочитать цикл книг Патрика О'Брайана о капитане Джеке Обри и докторе Стивене Мэтьюрине (для тех кто не в курсе и кому лень гуглить - х/ф "Хозяин морей: На краю Земли" с уважаемым мной Расселом Кроу в главной роли снят по мотивам произведений О'Байена). В четвертой части цикла "Миссия на Маврикий" естественным образом обращает ( Read more... )

Море, Великобритания, Россия

Leave a comment

gloky_koozdr June 16 2013, 12:42:19 UTC
Думаю, главная проблема Дианы была не в тихоходности (для экспедиционного судна это нормально), а в том, что это всё-таки лесовоз. Судно почти одноразовое, частной постройки. созданное по принципу - "Извлечь прибыль и разломать на дрова", - т.е. из сырого и к тому же соснового леса. С кораблями из сосны в тропических водах происходят крайне неприятные вещи (испанцы чуть позднее купившие остатки эскадры Сенявина для войны с чилийскими мятежниками - прочуствовали это в полной мере). Когда сосновый корпус Дианы в тропиках начал стремительно ссыхаться, а обшивка грозилась превратиться в жалюзи, морякам пришлось заново проконопатить корпус, и наглухо, практически навсегда забить порты на гон-деке. С размерениями в приницпе всё впорядке. Хотя Диана имела всё же чуть меньшее соотношение длины к ширине чем военный шлюп тех же размеров, тихоходной её делали обводы (менее скруглённое днище, тупой нос и пр.).
Само странное что корабль специальной постройки - отнюдь не лесовоз - шлюп "Восток" - почти полная калька с Дианы (и тоже из сосны), только с более острыми обводами, и большей парусностью и более высоким рангоутом (так видимо хотели решить проблему тихоходности). Парусность пошла во вред, т.к. в районе плавания - штормовых приполярных морях была нафиг не нужна.

Reply

p_d_m June 16 2013, 15:50:03 UTC
А такой казус (применение сосны, неоптимальные обводы) чем-нибудь объясним? Отсталостью кораблестроения в России того времени, отсутствием опыта, материалов, средств ...?

Reply

gloky_koozdr June 16 2013, 16:30:45 UTC
Ну, с обводами у нас всё было впорядке, по крайней мере у корабей флота. Применение сосны тоже вполне объяснимо, т.к. единственный источник корабельного дуба - казанские леса, мягко говоря далековат, и доставлять лес по мариинской системе - это целое предприятие. Поэтому обшивали доступным и лёгким в обработке материалом, который к тому же для влажной прохладной балтики вполне годился. Я также вполне понимаю почему, допустим, медью обшивались только немногие корабли (только экпедиционные по большому счёту), - дорого, нет заточенной под это промышленности (в Англии это был целый огромный сегмент индустрии, весь Уэльс как Луна заросшими медными карьерами перепахан) Но вот почему лес толком не сушили - не понимаю. Абсолютно качественно, на мировом уровне строить корабли у нас стали по больлому счёту только при Лазареве, в 1830-х, на Чёрном море. До этого на мировом уровне только проектировали, а вот строили - не очень (ну не то чтобы плохо, ужас-ужас, но не очень, главное - недолговечно)

Reply

p_d_m June 16 2013, 18:18:52 UTC
Понятно. Большое спасибо за разъяснения!

Reply


Leave a comment

Up