Румыния
IAR-95 Spey (IAR-S, IAR-101)
Конец 70х - начало работ над собственным истребителем в Румынии. К 1981 году определился облик самолета - легкий, однодвигательный, с боковыми воздухозаборниками и высокорасположенным крылом. Рассматривались варианты с одним и двумя килями. Отсутствие желания продать подходящий для румын двигатель как у соц- так и у капстран заставило прекратить работы.
В начале 80х программу перезапустили под обозначением IAR-101. По-видимому разработка и производство предполагались в кооперации с югославами (опыт уже был - УБС IAR-93 Vultur/Soko J-22 Orao), которые затем от сотрудничества отказались. Стопервый повторял в общих чертах IAR-95.
Cледующий шаг - IAR-S. В аэродинамической трубе продули несколько различных макетов - однодвигательный и однокилевой (в варианте одноместном и двухместном, двухместный вариант причем должен был стать многоцелевым истребителем), двухдвигательный и двухкилевой (IAR-95-E-2 ?).
Очень честолюбивая для Румынии программа завершилась в 1988 году из за финансовых проблем. К этому времени проект был детально разработан и шли работы по организации строительства прототипа - IAR-95ME.
IAR-95
Длина 14,75м
Высота 4,95м
Размах крыла 8,7м
Площадь крыла 26м2
Стреловидность по передней кромке 35 градусов
Вес пустого 6800кг
Максимальный взлетный вес 10000кг
Двигатель тягой 54кН, на форсаже 91кН
IAR-95ME
Длина 16,0м
Высота 5.45м
Размах крыла 9,3м
Площадь крыла 27.9м2
Вес пустого 7880кг
Максимальный взлетный вес 15200кг
Максимальный вес нагрузки 3200кг
Двигатель: Р-29-300 тягой 122кН
По словам Dumitru Badea (руководитель работ над IAR-95 на первом этапе) в 1973-75 истребитель виделся как румынский «Супер Фантом», двухдвигательный и 2,4Маховый. По-видимому почта в Румынию приходила с большой задержкой и про F-15 румыны тогда еще не слышали.
Наблюдается заметное внешнее сходство между IAR-95 (1981 года) и китайским FC-1/JF-17. Существует версия о передаче румынами разработок по Spey китайским товарищам - отношения между КНР и СРР в 80ее были очень теплыми.
1. Первый вариант (Образца 1981 года)
2.
3. Двухкилевой вариант
4.
5.
6. IAR-95-E-2
7.
8.
9. Финальный вариант. Двухместный многоцелевой.
10.
11. Одноместный.
Источники:
http://www.secretprojects.co.ukhttp://www.flightglobal.comhttp://www.incas.ro