Marginal-Fighter-Club. Нереализованные проекты истребителей стран-миноров. 1980ее. Часть 2

Jan 27, 2010 14:21



Румыния
IAR-95 Spey (IAR-S, IAR-101)

Конец 70х - начало работ над собственным истребителем в Румынии. К 1981 году определился облик самолета - легкий, однодвигательный, с боковыми воздухозаборниками и высокорасположенным крылом. Рассматривались варианты с одним и двумя килями. Отсутствие желания продать подходящий для румын двигатель как у соц- так и у капстран заставило прекратить работы.

В начале 80х программу перезапустили под обозначением IAR-101. По-видимому разработка и производство предполагались в кооперации с югославами (опыт уже был - УБС IAR-93 Vultur/Soko J-22 Orao), которые затем от сотрудничества отказались. Стопервый повторял в общих чертах IAR-95.
Cледующий шаг - IAR-S. В аэродинамической трубе продули несколько различных макетов - однодвигательный и однокилевой (в варианте одноместном и двухместном, двухместный вариант причем должен был стать многоцелевым истребителем), двухдвигательный и двухкилевой (IAR-95-E-2 ?).
Очень честолюбивая для Румынии программа завершилась в 1988 году из за финансовых проблем. К этому времени проект был детально разработан и шли работы по организации строительства прототипа - IAR-95ME.

IAR-95

Длина 14,75м
Высота 4,95м
Размах крыла 8,7м
Площадь крыла 26м2
Стреловидность по передней кромке 35 градусов
Вес пустого 6800кг
Максимальный взлетный вес 10000кг
Двигатель тягой 54кН, на форсаже 91кН

IAR-95ME

Длина 16,0м
Высота 5.45м
Размах крыла 9,3м
Площадь крыла 27.9м2
Вес пустого 7880кг
Максимальный взлетный вес 15200кг
Максимальный вес нагрузки 3200кг
Двигатель: Р-29-300 тягой 122кН

По словам Dumitru Badea (руководитель работ над IAR-95 на первом этапе) в 1973-75 истребитель виделся как румынский «Супер Фантом», двухдвигательный и 2,4Маховый. По-видимому почта в Румынию приходила с большой задержкой и про F-15 румыны тогда еще не слышали.
Наблюдается заметное внешнее сходство между IAR-95 (1981 года) и китайским FC-1/JF-17. Существует версия о передаче румынами разработок по Spey китайским товарищам - отношения между КНР и СРР в 80ее были очень теплыми.

1. Первый вариант (Образца 1981 года)


2.


3. Двухкилевой вариант


4.


5.


6. IAR-95-E-2


7.


8.


9. Финальный вариант. Двухместный многоцелевой.


10.


11. Одноместный.


Источники:
http://www.secretprojects.co.uk
http://www.flightglobal.com
http://www.incas.ro

Румыния, m-f-c, Авиация

Previous post Next post
Up