Jun 17, 2009 16:00
Нет ни одной причины ее не рассказывать.
Был, значит, в начале 16 века такой французский лыцарь по фамилии Байярд. Однофамилец форта был всячески прославленной личностью и вообще шевалье без страха и упрека. Ну, и вот. Как-то по ходу войны он скрутил и схватил Мальчиша-Кибаль... пардон, Алонсо Сотомайора, рыцаря гишпанского. Как тогда водилось, гишпанцу предложили сделать щедрое пожертвование в пользу победителя, а до того посидеть у победителя в замке. Лыцари в этом смысле были чисто злые чечены. Жилин&Костылин свидетельствуют.
Баярд был рыцарем, как уже сказано, образцовым, поэтому в зиндан Сотомайора пихать не стали. Ходи себе по замку, ешь-пей, служанок тискай, только за ворота, мил человек, не вылезай. Ну, и дай честное слово, что не убежишь. Сотомайор честное слово дал...
...и вскорости утёк. Однако убежал недалеко: Баярд послал верховых, которые гишпанца настигли и опять повязали.
Паче чаяния, хранцуз не стал вероломного сажать в яму и вешать за разное. Дону Алонсо дали вполне пристойную комнату, правда, уже запертую. Кормили-поили не хуже, чем самого Баярда. Как подкатила инкассаторская телега с выкупом, его отпустили на все четыре.
А спустя несколько времени уже у своих Сотомайора кто-то упрекнул, что тот нарушил слово, и идальго Алонсо не находит ничего лучше, как заявить, что Баярд ему устроил чистый Бухнвальд и как же тут было не смыться. Долго ли коротко, а эта диффамация добралась и до ушей самогО Баярда. Тут французский рыцарь, естественно, взбесился, и письмом предложил поединок. Честь задета, а Баярд к этому вопросу подходил очень щепетильно. Сотомайор вызов принял.
Оружием на поединке были эстоки: изящные мечи колющего типа с граненым клинком, кармические братья нашим кончарам. Вот такая штучка: www.shop.gotula.ru/detail/43.html
Ну, и состоялся поединок при большом стечении народа с обеих сторон. Болельщики в шарфах цветов любимых рыцарей, девочки из группы поддержки, букмекеры... н-да, это из другой сказки. Так вот, благородные доны начали друг друга истреблять - и кончилось тем, что Баярд Сотомайора проткнул. Причем удар, судя по всему, был крайне зверским, поскольку гишпанцу - по Хаттону - пропороло латный воротник. Должен заметить, что латы 16 века были исключительно прочными, и просквозить их было трудно невероятно. Однако ж, Баярд провинтил и ворот, и вражье мясо. И поделом козлу.
Кстати, совсем уж прославился Баярд несколько времени спустя. На мосту через реку Горильяно сей джигит в гордом одиночестве отмахивался от двухсот(!) испанцев, пока своя пехота не подошла. Да, мост. Но четверо в ряд на нем помещались, а Баярд отбивался достаточно долго. Испанцы этот эпизод признали и заявили, что против них сражался лично Сатана. Вставь такое в художественный роман, немедля набежит толпа вумников, вопящих "такнебываит!"
Погиб он смертью, приличной мужчине и солдату - в бою. Обстоятельства гибели в каком-то смысле символичны: один из последних рыцарей в классическом понимании этого слова, образцовый шевалье и, по отзывам всех современников отличный человек - был в 1524-м застрелен из аркебузы в битве при Романьяно. Это случилось за год до Павии, когда мушкетные залпы испанской пехоты и цвайхандеры ландскнехтов поставили точку на французском рыцарстве. Но это уже другая история. Другие персонажи.