May 07, 2016 21:31
Конечно, советский народ был самым читающим народом в мире. Читали даже стоя в троллейбусе. Особенно детективы и фантастику. Историческую литературу тоже, особенно фэнтази Пикуля и Балашова. Нет, пристрастие к «легкому жанру» в литературе основной, подавляющей массы, советских людей ни в коем случае народ не характеризует с отрицательной стороны. Люди работают, учатся, растят детей, живут часто тяжело, им, если это не стало их увлечением, скучно и неинтересно после трудового дня, расслабившись на диване, разбираться в строчках скучной писанины заумной книги. Обвинять людей в интеллектуальной ограниченности из-за того, что они не хотят слушать по радио концерт симфонической музыки, а покупают пластинки ВИА «Самоцветы», не берут в библиотеке Анатоля Франса, а предпочитают Мопассана - скотство. Но это отдельный, хотя и очень простой вопрос. В идеологическом отделе ЦК КПСС этот вопрос понимали очень хорошо. Существовала в СССР такая большая серия книг «Жизнь замечательных людей», тиражи были приличными даже по тем временам. Партия делала вид, что заботится просвещением и воспитанием народа на примерах биографий выдающихся людей. Только… Вот Геннадий Ананьев написал в этой серии книгу «Котовский». Добросовестно, старательно написал. Авантюрная, героическая, полная невероятных приключений жизнь описана скучнейшим, каким-то суконно-газетным языком. Конечно, биография - это не развлекательный роман , может быть так и надо было писать, именно так нудно, не подстраиваясь под массового читателя, делая ставку на «интеллектуалов». Наверно, когда-нибудь, в далеком будущем, люди, поголовно достигшие высшего уровня просветления сознания, будут массово покупать книги с тем, чтобы из них знания черпать, а не развлекаться увлекательным сюжетом с захватывающим изложением. Но во времена моей молодости, и в наше время популярностью у народа «ЖЗЛ» пользовалась очень небольшой. Не увлекательно авторы-биографы писали.
А самое массовое искусство - кино. «Первая конная», где роль Ворошилова исполнил актер Жариков. Талантливо показан какой-то клоун-комиссар на подхвате у Буденного. «Блокада»… Кто после этих фильмов мог заинтересоваться биографией Климента Ефремовича авторства того же Кардашова? Даже если половина биографии, до начала Великой отечественной войны, написана вполне прилично, чувствуется талант автора. Дальше уже совершенно нечитаемая какая-то газетно-официальная дребедень, да еще и лживая. Но кому из советских читателей интересна была жизнь дурака, который Ленинград едва немцам не сдал и в Первой Конной только с глупым видом лозунги выкрикивал?
Выдающаяся по своим литературным качествам повесть Алексея Толстого «Хлеб», описывающая весь драматизм обороны Царицына, была скомпрометирована, названа идеологической штамповкой, а Толстой там вывел образ Первого маршала мастерски, он там описан как живой человек. Но в тоже время «Хождение по мукам» удостоилось двух экранизаций, только потому, что Сталин с Ворошиловым в романе - фигуры проходные.
Вот так можно книги о настоящих героях издавать миллионными тиражами и одновременно иезуитски отбивать всякий интерес к этим книгам.
Едва только из обрывков воспоминаний и фактов начинаешь собирать кусочки биографии Первого маршала в единое целое, сразу приходит осознание грандиозной подлости и грандиозного провала в истории нашей Родины. Вам знакомо понятие супермен? Вот американцы навыдумывали себе героев типа Рэмбо, наделив их сверхчеловеческими качествами. Мы пытаемся сегодня себе изобрести суперменов из героев всех войн, которые вели Россия и Советский Союз. Получается хреновастенько, честно говоря. Панфиловцы, конечно, герои. И защитники Брестской крепости тоже. Умалять их подвиги глупо и подло. Но супермен - это нечто совершенно другое. Это персонаж фантастический… Да, он был бы фантастическим, если бы не русский мужик Клим Ворошилов. Весь смак в том еще, что сверхлюди Рэмбо и тот, который гибрид с летучей мышью, несмотря на всю фантазию их создателей, рядом с Ворошиловым выглядят какими-то рахитичными уродцами, как детишки, таскающие по песочнице пластмассовую машинку, рядом с БЕЛАЗом. Только на эпизодах биографии Климента Ефремовича можно было наснимать для советской молодежи массу сериалов, где главный герой выступал бы в роли отчаянного рубаки-головореза, полководца, чекиста, политика, дипломата… - и это всё один человек! Не по односерийному фильму о каждом амплуа, а именно сериалы.
С конца марта по июль 1918 года в биографии Ворошилова каждый день было одно и тоже - ежедневно бой. Часто рукопашный. Ежедневно! 4 месяца он не выходил из боя. В одной руке окровавленная шашка, в другой - маузер. Вот таким Первого маршала видели в первой половине 1918 года каждый день. Каждый день!
… Сегодня выводы исследователей Гражданской войны складываются в единодушное мнение - белые не могли победить большевиков. Обоснования разные, но мнение одно. Хорошо, что сами большевики этого не знали, словами «Социалистическое Отечество в опасности!» не разбрасывались понапрасну.
Летом 1918 года Советская Республика стояла на пороге катастрофы. Голод мог её задушить. Сибирский хлеб был отрезан Колчаком. В центральных губерниях России товарного хлеба всегда было мало, но и тот, что был, уже вывезли по продразверстке за зиму и весну. Больше с крестьян взять было нечего и пытаться, оставшимся у них хлебом города уже было не накормить, но дальнейшее изъятие его вызвало бы голод в деревне и мужицкий бунт.
Оставался только один источник продовольствия - Юг. И один путь к этому продовольствию, на Кавказ - вдоль Волги. Если бы дорога на Кавказ была перекрыта, то Советская Россия, запасов зерна не имевшая, не дотянула бы и до осени 1918 года. Ключевой транспортный узел на Волге - Царицын. И к нему уже примеривался немецкий холуй атаман Краснов, поднявший на Дону антисоветский мятеж. Весной 1918 года красновское казачье войско становилось уже серьезной силой. А красным оборонять Царицын было нечем!...