Шла подготовка к первому саммиту АТЭС во Владивостоке. Проводить его в полузачуханном городе, в котором скорость передвижения пешеходов превышала скорость передвижения карет «Скорой помощи» было нельзя, в городе и мосты нужно было строить, и дороги и много еще чего. Для строительства нужны не только тачки и лопаты, но и более сложная техника. А техника стоит денег. Немецкая, например, стоит больших немецких денег. Американская - больших американских. А вот китайская - небольших немецких (европейских - знаю!) и небольших американских. Потому, как известно, китайцы работают за чашку риса, когда технику делают, а немцу подавай пиво с колбасками, как Штирлицу.
Поэтому подрядчики, строившие объекты саммита, стали искать тех, кто бы им продал строительную технику, сделанную за чашку риса. А такая техника уже была в Китае. Только с ней была проблема, как, например, с грузовиками «HOWО». Грузовик как грузовик. Класса нашего КАМАЗа и ничем его не хуже, а где-то даже в те годы, это 2007 год был, получше. Но не МАN, разумеется. Еще. Сегодня уже и как МАN. И китайский производитель попробовал сунуться на российский, чем вызвал панику у тех, кто этот рынок давно занял - у европейцев. Цена китайского грузовика грозила убить европейский импорт. Но тут на помощь европейским производителям пришли бескорыстные российские эксперты, которые установили, что китайские грузовики страшно опасны на дорогах и эти грузовики не прошли сертификации.
Вопрос, казалось бы, закрыт. Дорога дорогой европейской технике для строительства объектов АТЭС открыта, дешевой китайской - закрыта. Но! Мало закрыть одну дорогу, нужно еще и все тропинки перекопать. Несертифицированную новую технику ввезти нельзя, оформить ее на таможне для выпуска в свободной обращение невозможно. Но есть «тропинка»: техника бывшая в употреблении в сертификации не нуждается, ввози ее сколько душе угодно.
Не понятно? Поясняю. Новый грузовик HOWO вы не можете привезти в РФ, потому что он не сертифицирован у нас, как транспортное средство, потому что представляет опасность при использовании. А вот если этой же машиной кто-то уже владел в Китае, то вы ее оформляете на таможне, как б\у и ввозите без всяких сложностей. Снова ничего не понятно? Почему несертифицированное транспортное средство, опасное на дорогах, если на нем поездил какой-нибудь китаец становится неопасным - это непонятно? "Есть многое на свете, друг Горацио, что недоступно нашим мудрецам". Особенно в российском законодательстве.
И в 2007 году мне, заместителю начальника Владивостокской таможни по правоохранительной деятельности, пересылают из Дальневосточной оперативной таможни (ДВОТ) указание начальника Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России пресечь незаконный ввоз китайских грузовиков, которые стали не только для строительства объектов саммита использоваться, но и расползаться по всей России. А ввозились и оформлялись они во Владивостокской таможне. Как б\у, естественно.
Поехал к генералу Мурашко, начальнику ДВОТ, за разъяснениями и уточнением задачи. Потому как задача была… Грузовики были новыми, конечно, не б\у, фактически. У них даже пробег был - от заводской проходной до порта. Но сделка купли-продажи в Китае была оформлена и нашему импортеру не автозавод продавал грузовик, а уже новый владелец. Т.е., мне нужно было доказать фиктивность сделки купли-продажи, совершенной в КНР между двумя китайскими организациями. Нормально. Кто там еще какой закон в Китае нарушает? - приеду разберусь.
Так генералу и сказал. И еще добавил насчет того, что ГУБК (Главное управление по борьбе с контрабандой) могло выйти с законодательной инициативой и прекратить этот дурдом. Генерал посоветовал не умничать, а исполнять, иначе - ответишь погонами.
Вы служили в наших правоохранительных органах? Если нет, то для вас разъясню то, что служившим сразу понятно и очевидно. Столкнулись две группы лоббистов: импортеры европейской техники, люди непростые, и подрядчики строительства объектов саммита АТЭС. Первым нужно, чтобы в РФ не шла дешевая техника китайских конкурентов, вторым - получить эту дешевую технику. Первые вышли на руководство ФТС - закройте импорт китайских грузовиков. В руководстве ФТС тоже не лохи, они знают, что объекты саммита АТЭС - объекты почти стратегические, не дай бог сорвать их ввод! У подрядчиков тоже рычаги имеются. И с одними, и с другими конфликтовать желания в ФТС ни у кого не было. Да там и не просто не конфликтовать, там, даже не сомневайтесь, от одних взяли на борьбу с незаконным ввозом, а от других - за то, что бороться не будут.
Бороться должен был я, замначальника Владивостокской таможни. Я и должен был за результаты борьбы ответить. А чтобы не ответить, мне нужно было доказать незаконность сделки купли-продажи в Китае. Что было невозможно по определению. Я ничего не докажу, поэтому можно будет меня порвать, как Тузик грелку, и этим оправдаться перед лоббистами - ему поручили, но он не справился, сейчас найдем другого человека, ему поручим… А там , либо ишак, либо падишах…
Только грелкой в зубах Тузика мне как-то не очень хотелось стать, поэтому я подумал, кого бы из моих оперов этой задачей озадачить. Выбор остановил на Диме Золотареве, сейчас он уже Дмитрий Алексеевич, конечно. Умница. Суворовское училище, потом юрфак таможенной Академии. Мы с Димой несколько дней ломали головы и наши способ, мы решили не доказывать фиктивность сделки, а пойти другим путем, нестандартным…
Примерно через полгода я доложил генералу Мурашко, что на следующий день буду реализовываться по этим грузовикам, возбуждать уголовное дело.
- Доказательства есть? - поинтересовался генерал: Прокурор не отменит постановление?
- Надеюсь, что нет.
- Возбуждай.
Я только не сказал генералу, что показал прокурору материалы оперативной разработки и прокурор уже заранее мне пообещал, что постановление не отменит, более того, я с прокурором согласовал и план оперативно-следственных мероприятий.
На следующий день не только уголовное дело было возбуждено, но еще проведены обыски на фирме-импортере и у ее руководителей, и вся фактура с доказательствами, что ввезеные грузовики были новенькими без всяких промежуточных владельцев-китайцев оказалась в материалах уголовного дела. Но даже это мелочи. Главное, мы 76 грузовиков HOWO приобщили к уголовному делу в качестве вещдоков. Вот таких 76 красавцев, почти таких же:
Всё, что было на складах этой фирмы. А то, что уже ушло со складов получателям - в розыск. Мои дознаватели еще не успели оформить все протоколы на фирме, как мне звонит Мурашко на сотовый: «Срочно ко мне!».
Приезжаю. Секретарша генерала предупреждает, что он очень злой. На меня что ли? Захожу в кабинет, сразу вопль:
- Почему меня не предупредил о том, что творишь?
- Как не предупредил? Вчера доложил, что реализовываться будут…
Понимаете, одно дело просто уголовное дело возбудить… Дело-дело. А другое - 76 дорогих машин к этому делу. И будут они теперь в вещдоках пока уголовное дело не разрешится. Т.е., очень и очень долго. Представляете, сколько стоят 76 таких грузовиков?! А на чем щебенку возить на строящиеся объекты АТЭС?
А с меня какой спрос? Я бабла ни от кого ни за то не брал, никому ничего не обещал. Мне прислали указание - я исполнил. Если вы кому-то что-то обещали в надежде, что никто не сможет это дело прихлопнуть - это ваши проблемы, товарищи генералы. Оставалось только орать:
- Кто тебе разрешил изъять 76 грузовиков?! Почему со мной не согласовал?
- Как это? Незаконно ввезенный товар не изымать? Я даже не думал, товарищ генерал, что это согласовывать нужно, это и так само собой разумеющееся, - я делал удивленные глаза.
Да, если раньше меня генерал не любил, то теперь стал ненавидеть. И через несколько дней, когда пострадавшие, так сказать, за контрабанду поняли, что мое руководство ничего со мной сделать не в состоянии, ходоки потянулись ко мне. И уже когда этими ходоками я был в достаточной степени раздражен, записался ко мне на прием один из бывших партфункционеров Приморского крайкома КПСС. Человек примерно первой пятерки в крайкоме. К этому делу совершенно непричастный. Его только попросили со мной поговорить, потому что у меня в кабинете над моей головой висел не портрет Президента, а портрет Сталина. Поэтому думали, что коммунист со мной общий язык найдет...
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582