May 21, 2023 20:08
Сам состав Ставки, еще пока не Верховного Главнокомандования, а просто Главнокомандования, образованной 23 июня 1941 года (С.К.Тимошенко - председатель, И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, Н.Г.Кузнецов, Г.К.Жуков) показывает, что этот орган задумывался, как высшая военная инстанция, предназначенная для планирования, разработки и руководства операциями Вооруженных Сил в масштабе всего фронта, включая и действия Военно-Морских сил.
Более того, нахождение в составе Ставки Вячеслава Михайловича Молотова - это увязывание боевых операций с тылом. Молотов сегодня в массовом сознании воспринимается, как нарком по иностранным делам, но он до мая 1941 года был еще и Председателем Совета Народных комиссаров, главой правительства. Разумеется, о его работе в Ставке не осталось ровно ничего в историографии, всё было вычищено под метелку. Впрочем, не только о работе Молотова…
Советское руководство отлично осознавало масштабы и характер пришедшей войны и понимало, что разрывать планирование и руководство боевыми операциями на отдельные фронты и направления, оставляя за Ставкой только постановку общестратегических задач, приведет к тому, что эти общестратегические задачи распадутся на разсогласованные действия фронтов и видов вооруженных сил, что и наблюдалось у немцев.
У немцев такого единого органа руководства Вооруженными Силами не существовало. Ставка, как орган Верховного главнокомандования, у них была, ОКВ, возглавлял ее Вильгельм Кейтель, но, одновременно существовали ОКХ - Верховное командование сухопутными силами, ОКЛ - Верховное командование военно-воздушными силами, ОКМ- Верховное командование военно-морскими силами. А над всем этим, ОКВ, ОКХ, ОКЛ, ОКМ - сам Гитлер, как Верховный главнокомандующий. В результате в декабре 1941 года Гитлер был вынужден сместить с поста Главкома ОКХ Браухича и, оставаясь вообще Верховным, стал еще и Главкомом сухопутных сил. Т.е., он сам увидел, что ОКВ испытывает некоторые, так скажем, сложности насчет руководства подчиненного, вроде бы, ему ОКХ, но вместо того, чтобы структуру главного командования привести в какой-то разумный вид централизованного органа планирования и руководства, он поступил максимально глупо - занял дополнительно к своей должности Верховного еще и должность начальника в подчиненной ему, как Верховному, структуре.
Над ОКХ стоит ОКВ, над ОКВ - Гитлер, но Гитлер еще и в ОКХ начальник. Кроме того, персоналии. Вильгельм Кейтель - первую мировую закончил в чине начальника оперативного отдела штаба всего лишь корпуса. Браухич, главком сухопутных сил, дослужился до майора. Ну и сам Гитлер - ефрейтор. До польской кампании даже верхушка командования немецкой армии не имела опыта руководства более-менее крупными формированиями в условиях войны, как следствие, они плохо себе представляли, как должна выстраиваться структура Верховного Главнокомандования. Они даже ухудшили то, что было у Германии во время Первой мировой войны, когда кайзер, являясь главнокомандующим, имел при себе Генеральный штаб и ниже - армейские управления, довольно жесткая централизованная система. Причина в ее децентрализации, что привело к бардаку в дальнейшем, вероятно, кроется в событиях 1938 года, когда Гитлер вел борьбу с оппозицией в лице руководства военного министерства Германии, боявшегося (и обоснованно) планов Гитлера повоевать. Тогда было создано ОКВ, как противовес военному лобби, с чисто политическими целями, и так оно всё осталось. А лёгкие победы в Европе ума не добавили, зато самоуверенности налилось через край.
Десертом еще и Герман Геринг, командующий военно-воздушными силами, на которые германское командование сделало главную ставку в обеспечение действий сухопутных сил. А Геринг вообще никому не подчинялся, кроме Гитлера. Даже Кейтелю, как начальнику Верховного командования. Масштабы фигур разные.
В результате Гитлеру пришлось после поражения под Москвой, после осознания факта отсутствия централизованного управления вооруженными силами, сосредоточить все руководство в своих руках. Разумеется, масштабы той войны были несовместимы с этим, один человек был не в силах охватить всё, стало только хуже. Отсюда его постоянные истерики. Это было поведением человека, осознающего, что он не справляется с ситуацией, но сделать ничего не может. Он и сам был не готов к должности Главнокомандующего, и смена поколений после первой мировой войны, когда ушли возрастные полководцы кайзера, не дала вермахту в наследство от рейхсвера таких фигур, как Ворошилов, Буденный, Тимошенко. Браухич, Кейтель, Гальдер, тем более командующие группами армий - это люди, занимавшие до 1918 года незначительные штабные должности. Если бы даже Гитлер хотел сформировать что-то подобное нашей Ставке, у него это не получилось бы из-за отсутствия кадров.
Когда в 1956 году Хрущев обвинил Сталина в незаконных репрессиях в отношении военных, из-за чего мы испытывали проблемы с командными кадрами, это он на Сталина экстраполировал проблемы Германии. На самом деле, даже на уровне командующих фронтами в начале войны наше командование не только не уступало немецкому по уровню подготовки и наличию опыта, но и превосходило. Даже Павлов, если бы не его трусость. Да еще и неизвестно, как бы вел себя его оппонент, фон Бок, в той ситуации, в которой оказался Павлов. Есть основания считать, что хуже. Если наш убежал в тыл, испугавшись оказаться в окружении, то фон Бок при появлении первых серьезных трудностей у ведущих наступление его войск стал проситься у Гитлера в отставку, ссылаясь на плохое здоровье…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582