Статья моего единомышленника о постсоветском сознании.

Jul 17, 2015 21:41

Представления о СССР в постсоветском сознании
Тема, заявленная в заголовке, есть поле необъятное и непаханое. Раскрыть ее в небольшой статье не представляется возможным; для этого нужна книга, и, наверное, не одна. Однако я совсем не уверен, что на выяснение всех нюансов и подробностей действительно надо тратить время.
Поэтому я немного коснусь только некоторых психологических механизмов восприятия СССР и только теми людьми, кто успел пожить в нем с рождения и по достижении активного возраста.
К тому же я сознательно ухожу от академической манеры изложения материала, а попробую обычным бытовым языком описать свои впечатления и размышления.
Итак, любые представления о каком-либо предмете или явлении, что отдельного человека, что группы лиц, не являются безоценочными. Оценка эта может быть положительной и отрицательной. Причем, совершенно по индивидуальным причинам, положительной может быть оценка явлений, вызывающих негативные эмоции, так и наоборот. Кроме того массовое сознание строит картину реальности (прошлой или настоящей - неважно) оценивая положительно (отрицательно) то, что вызывает негативные (позитивные) эмоции не только у «себя», но у той группы, которая реально или мнимо испытывает эти самые эмоции.
Запутанная схема? А ведь есть еще представления, сформированные реальной действительностью, а есть мифами, которые вполне надежно понимаются как рассказы «неочевидцев» или перестроечная «огоньковская» брехня.
Таким образом, действительность (для исследователя) распадается не на два больших кластера как можно ожидать, а на мелкие группки, каждая из которых бережно хранит обломок прошлого, который по каким-то причинам дорог (есть такое понятие в психологии - вторичная выгода) ее представителям как память. Причины, по которым в именно этой группе застряли именно такие воспоминания (представления) установить можно, но они, по-моему, представляют чисто академический интерес.
Нельзя сказать, что эта память совсем бесполезна. С человеческой точки зрения она придает устойчивость мировоззрению обывателей и потому она бесполезна для коммунистов.
Для раскрытия темы, надо отметить только следующее: для подавляющего большинства наших с вами современников контраст между «было тогда» и «стало сейчас» очевиден. Только выводы на индивидуальном или групповом уровне делаются из этой очевидности разные. Одна часть ностальгирует, когда розово, когда с зубовным скрежетом для другой это повод для поддержания истеричной озлобленности.
Истерия как форма психопатии требует высоких энергетических затрат и поэтому не может долго существовать на внутренних ресурсах организма - предохранители у человека быстро перегорают… необходим источник внешней подпитки и лучше постоянный… Бессилие и страх рождают химеры. Вы, наверное, заметили как распространена стала обзывалка «быдло», значение которой было напрочь неизвестно в СССР.
Так «озлобленные» называют все и всех по самому малейшему поводу. У меня даже есть в практике случай, когда совсем не элитная проститутка так называла непостоянных, случайных клиентов.
Этому есть причина: люди в массе своей трудно переносят унижение и совсем не мирятся с презрением. Они хотят принадлежать к миру успешных и уважаемых («ведь мы этого достойны»); мы образованные тонко чувствующие натуры, да-да (вот иллюстрация у тов. http://zergulio.livejournal.com/2989517.html), а жить, увы, приходится среди тех, кому еще при советской власти дали квартиру в одном доме.
Ну и ясно кто виноват, что вокруг быдло? Конечно она, Софья Власьевна. Она ведь могла учесть их духовные запросы и разделить народ если не на касты, то хотя бы по районам проживания, разве нет? Как на «западе».
Именно потому представления примерно четверти взрослого населения СНГ будут пополняться всеми возможными грехами СССР, реальными или мнимыми… мнимыми лучше поскольку они легче поддаются «коррекции» с помощью фантазии.
В массовом сознании возникает ласкающая мозг картина, которую впаривают во всех СМИ и со всем возможным тщанием: в СССР никто не умел работать и жили одни рабы, (генетические, услужливо подсказывает воображение); там производили только ненужные вещи, ну и тэдэ и тэпэ.
Собственно ностальгические (позитивные) чувства являются зеркальным отражением этой вот картины, только психологические механизмы ее поддержания разные.
«Ностальгия» держится на осознании потери, прежде всего нематериальной. Ведь «интеллигент» (я имею в виду настоящий, а не то бранное слово, к которому нас постепенно приучили) - доктор наук и библиотекарь музейщик и литературный редактор потеряли в полном смысле этого слова - Среду Обитания. Пролетариат кстати тоже, только в отличие от описываемой части «интеллигенции» он этого не осознает в полной мере.
В СССР они были успешными (не в смысле карьеры и денег) уважаемыми людьми чье мнение ценилось, и было востребовано. Про теперь говорить не стоит, «теперь» все очевидно.
И тогда в розовом тумане к нам выплывает СССР, в котором: ВСЕ холодильники работали по 40 лет (у меня, например ЗиЛ, сделанный на Всесоюзном коммунистическом субботнике в 1973 году не только жив, но и вполне себе здоров); мы были мощной и грозной страной, которой боялся до усрачки дрожи весь мир, образование было лучшим в мире, а люди читали (исключительно классику, конечно же, а не гонялись за бездуховными чейзами, мушкетерами и прочими андерсонами). Желающие сами могут продолжить список.
В обоих описанных случаях присутствует осознание того что «мы» потеряли, только у одной части это осознание, что потерял индивидуально он, (самоценная личность равная вселенной) а в другой части - что потеряли мы все, скопом, как общность.
Тем не менее, для обеих частей это род духовного эскапизма. В качестве иллюстрации можно привести литературу по «альтернативной истории», с «попаданцами» и без. Ее популярность каждый может оценить если не по тиражам, то по списку произведений. Она делится на две большие группы: наши современники либо попадают в прошлое, либо выживают в условиях катастрофы, «постапокалипсиса». То есть прослеживаются все те же востребованные читательской массой установки: сбежать из сегодня (эскапизм) в прошлое, или уже разрушить эту сегодняшнюю реальность дотла (но все равно - сбежать) ибо «лучше ужасный конец, чем ужас без конца».
Так вот. Опираясь на вышеизложенное, я хочу сказать, что я противник деления СССР на «хорошее» и «плохое». Более того, считаю такую постановку вопроса (на форумах, или публичных дискуссиях, все равно где - там, где надо донести нашу точку зрения) подыгрыванием врагам.
Хватит ностальгии! Довольно размазывать сопли и расцарапывать раны. Надо перестать обсуждать только свое восприятие и вместо конструктивного обсуждения скатываться раз за разом в «срачи». Надо вырываться из тупика, в который уперлась в частности наша ОП-позиция - крики, что в СССР было мнооооого хорошего просто забиваются слаженным хором противной стороны: нееееееееет все было плоооооооооооохо! Это тот тупик, в котором никак никого не переспорить и даже задача такая не ставится, ибо ее невозможно поставить...
Справедливости ради надо отметить еще одну, третью по числу, но не по важности группу представлений о СССР. Её носители люди, в основном состоявшиеся и состоятельные. Мелкие и средние хозяева предприятий… «буржуи»… Они не ностальгируют, они отдают себе отчет в плюсах и минусах. То, как они относятся к советскому прошлому, ставит их представления на уровень убеждений. Это по существу все еще советские люди, которых крах СССР втиснул в «неевклидово» пространство. Они настроены еще не революционно, но это мне кажется потому, что мыслят они пока не диалектично… Не беда, текущий момент все расставит на свои места.
Кстати к спорам о наличии пролетариата и о передовом классе современности… я считаю, что главное для осуществления революции - определение «авангарда» и работа среди «передового класса». Сегодня это, наверное, не промышленные рабочие… они им были во времена Ленина. Теперешний передовой и революционный класс это такие вот «буржуи», готовые отдать свои выстраданные фирмочки в госсобственность ради… чего? Это пока еще смутное чувство… что-то вроде всеобщей справедливости и чтоб был порядок, чтоб у людей была работа и еда… Но надо сказать что эти «почти ощущения» крепнут и кристаллизуются очень быстро. И «сейчас» и «10 лет назад» - 2 большие принципиальные можно сказать разницы.
Эти люди почти полностью с высшим советским инженерным образованием. Технари. Я встречал физиков, химиков, строителей, полиграфистов и геодезистов… Не встречал геологов(!) журналистов и юристов. Закономерно, не правда ли? Я и не удивлялся. Жизнь сама на множестве примеров подтверждает нашу правоту.
Должен отметить существенную деталь: все они носители некриминального или даже антикриминального сознания. С криминалом я знаком достаточно хорошо, чтобы отмечать эту черту сразу же, буквально с первых слов.
Кургинян дал классу красивое, и я считаю соответствующее истине название «когнитариат». Не беда, что сам Ервандыч наполняет его говенным содержанием… еще не поздно название перехватить!
«Интеллигентов» не переделать и ностальгирующих личностей не вырвать из уютной внутренней эмиграции. Коммунисты не должны строить иллюзий и надеяться на чудо. Нам нужна планомерная упорная работа по созданию общего будущего. Мы знаем, КАК она начинается, у нас были хорошие учителя, к тому же теперь мы точно знаем, что это будущее возможно.
«Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата» - и можете не считать это цитатой!

Юрий Бутаков.
Previous post Next post
Up