"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки будущей книги. Глава 2. Ч.4.

Feb 21, 2023 12:28

    Назначение Семена Константиновича командующим Северо-Западным фронтом уже показывало, кого Сталин и Ворошилов выдвигают среди военных на первый план. Должность командующего единственным воюющим фронтом, да еще в такой непростой войне, как с финнами - это трамплин. Вернуться с этой должности на прежнюю, командующим военным округом, Тимошенко уже не мог. Округов много и командующих ими много, но фронт был один. Опыт, полученный на командовании воюющим фронтом, нужно было распространять и внедрять в войска мирных округов, которые уже скоро должны стать основой для формирования воюющих фронтов. Тимошенко должен был вернуться снова в Киев, этот опыт передать в конверте в Наркомат, а наркомат разослать по округам? Нет, конечно. Элементарное и единственно возможное кадрово-управленческое решение: дать обладателю опыта необходимые для его внедрения властные рычаги, дать ему власть над командующими округами.
      И эта власть должна быть без промежуточного звена по возможности, если учитывать, что времени на подготовку к новой войне оставалось крайне мало. Т.е., недостатки и упущения в войсках, которые выявились, нужно было устранить в весьма ограниченные сроки. Вот так Семен Константинович обскакал по служебной лестнице Семена Михайловича   Буденного, первого заместителя Ворошилова в наркомате.
       Современные карьеристы даже могут подумать, что Буденный переживал такую несправедливость по отношению к нему после ухода Ворошилова на повышение. Наверняка, и в то время находились шептуны: «Буденного задвинули, его бывшего комдива выдвинули». Но сам Семен Михайлович, реальный Буденный, мог только гордиться: вон куда мой воспитанник шагнул, меня перепрыгнул!
    Да и если насчет престижа, то Буденному было уже давно все-равно на все престижи. Легендарным героям престижи не нужны. Тем более, что Семену Константиновичу все-равно на новой должности нужно было в рот смотреть своему бывшему командиру и учиться у него. Не готов был Семен Константинович стать полноценным наркомом обороны, как Ворошилов, только не удивляйтесь этому утверждению. Наркомат обороны очень сложная структура, чтобы прийдя в неё с «земли», из войск, можно было за пару недель вникнуть во всё и реально им руководить, всеми направлениями его деятельности. Это элементарно невозможно. Ступеньку заместителя перепрыгивать нельзя было.
       Там мало Тимошенко, еще и в январе 1940 года, сразу после одного очень важного события, связанного с подготовкой к будущей войне, начальником Генерального Штаба становится Георгий Константинович Жуков. Вот из него точно полноценный начальник Генштаба совершенно никакой. Нет, штабную работу Георгий Константинович знал, он все-таки строевыми частями командовал, у него штабы в подчинении были. И руководить штабами он был способен, это не всякий штабной способен быть командиром. То, что, как писал в характеристике на него К.К.Рокоссовский: «На штабную или преподавательскую работу назначен быть не может - органически её ненавидит» - о способности Жукова заниматься этой работой совершенно ничего не говорит. Нужно только знать армию, чтобы понять, зачем Рокоссовский, тогда друживший с Жуковым, написал для своего друга такую характеристику. Да чтобы ни у кого даже мысли не было назначить Жукова на штабную или преподавательскую должность! Перевод на штабную должность для строевого командира - даже не понижение, а почти оскорбление. Если даже на этой должности звезд на погонах больше.
       Но прийти после непродолжительного командования округом сразу на Генштаб?! И куда только Сталин с Ворошиловым смотрели, так ведь?
      Смотрели куда надо. Именно связка Тимошенко-Жуков показывала, что для них обоих эти должности - ВРЕМЕННЫЕ. Они на них назначены для выполнения какой-то узкой, но очень важной, если учитывать КАКИЕ это должности, задачи. И чтобы они эту задачу выполнили в кратчайшие сроки, не теряя времени на прохождение их решений через промежуточные инстанции.
    Нужно ли искать, что объединяло Тимошенко и Жукова, что послужило причиной назначения их на эти должности? Вот именно, искать нечего, Тимошенко и Жуков среди всех военачальников того времени обладали опытом командования крупными воинскими соединениями в условиях реальной войны. И не просто реальной, а современной. А Жуков был предпочтительней на посту начальника Генштаба Мерецкова, который командовал даже более крупным соединением в войне, чем Георгий Константинович, тем, что имел опыт массированного использования бронетанковых соединений в совершенно других, от Северо-Западного фронта, условиях.
       Тот опыт, что имел Мерецков, имел и Тимошенко. Но опыт Жукова на Халхин-Голе был уникальным. То, что Георгий Константинович потом насочинял про свое назначение, якобы, сам Сталин принял такое решение - это вылезло из его раздутого самолюбия. В реальности, скорей всего, его даже уговаривал Тимошенко:
- Товарищ Жуков, я понимаю, что вы - КОМАНДИР, что не готовы. Я обещаю, что это - ВРЕМЕННО. Мне партия поручила в кратчайшие сроки перестроить боевую подготовку армии с учетом полученного опыта в войне с финнами и японцами. Времени у меня мало, как вы понимаете, роль Генштаба в данном вопросе очень важна, мне нужен там человек, который лично имеет этот опыт…

Благодарю за поддержку

карточка Сбербанка 2202200535946089.

карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582
Previous post Next post
Up